Posted 27 января 2014, 14:00
Published 27 января 2014, 14:00
Modified 31 марта, 15:18
Updated 31 марта, 15:18
Митингуют не только в Киеве. Во Франции поднимается новая волна антиправительственных выступлений, итогом которых может стать если не смещение, то максимальное ослабление президента-социалиста Франсуа Олланда.
Больше 150 задержанных и 19 травмированных полицейских - так закончился в воскресение «День гнева» в Париже. Между тем французскому президенту сейчас не до оппозиции - он разбирается с собственной личной жизнью. Гражданская жена президента Валери Триервейлер, которая полтора года официально считалась «первой леди» Франции, получила отставку и отбыла в Индию. Въедет ли в Елисейский дворец новая хозяйка-актриса, пока никто не знает.
Франсуа Олланд рискует стать, пожалуй, самым непопулярным и никем не уважаемым французским лидером за все время существования Пятой республики, а может даже за последние сто лет. Его популярность находится практически на уровне рейтинга Бориса Ельцина накануне старта президентской избирательной кампании в России 1996 года. Бизнес бежит из Франции, хоть социалистическому правительству и президенту так и не удалось в полной мере реализовать свою угрозу обложить всех состоятельных сограждан невиданным 75-процентным налогом.
Резко против Олланда выступает и католическая общественность. Не особенно заметные в светской республике, какой является Франция, католики, тем не менее, являются крупнейшей конфессиональной группой в стране. Большинство лучших школ страны, куда отдают своих детей на обучение французы - католические. И эта влиятельная группа населения недовольна легализацией однополых браков и готова ради отмены «закона Олланда» блокироваться даже с крайне правыми, что сегодня и происходит.
Показательно, что организаторами «Дня гнева» в Париже как раз и выступили как крайне правые активисты, так и некоторые общественные католические организации. Причем отнюдь не самые крупные. В частности, широко известный ультраправый «Национальный фронт» от участия в марше по центру французской столицы отказался, в связи с возможными провокациями. Их действительно не удалось избежать. Хотя полиции удалось «изолировать» активистов женской организации Femen, их с успехом заменили мужчины из недавно созданной братской Omen, которые, несмотря на дождь и холодную погоду, разгуливали среди протестующих.
Правда, беспорядки начали не они. Колонна участников митинга достаточно организованно и спокойно прошла через весь Париж - от площади Бастилии на запад, к Собору инвалидов. Столкновения митингующих с полицией вспыхнули, когда манифестацию начали разгонять. Среди марширующих было немало праворадикалов, поэтому при первых признаках наступления со стороны полиции, молодые люди, скрывавшие свои лица платками, забросали сотрудников правоохранительных органов камнями, бутылками, петардами и кусками арматуры.
Лозунги, которые ранее носили скорее социально политический характер и касались как необходимости отставки Франсуа Олланда, отмены закона об однополых браках, так и борьбы с безработицей, резко радикализовались. «Олланда в отставку!» - звучало даже реже, нежели «Францию - французам».
По данным полиции, в акции приняли участие немногим более 17 тысяч человек, правда, сами организаторы говорят, что их было около 120 тысяч. Немало демонстрантов приехали из других городов Франции.
Однако будет ошибкой полагать, что на этом выступления «правых» и закончились. Своим новым «бракоразводным» процессом Франсуа Олланд, который не сразу смог разобраться в своих женщинах, после того как был пойман журналистами на мопеде на пути от гражданской жены к любовнице-актрисе, сам дал своим оппонентам возможность вновь обсудить вопросы морали и нравственности во французской политике.
Бывшая уже гражданская жена президента Валери Триервейлер сразу после его решения расстаться отбыла в Индию. Войдет ли в Елисейский дворец новая «первая леди» никому не известно. А вот «правые» вполне могут поднимать тему «безнравственности» Олланда. И даже на фоне общей толерантности французов к любовным интрижкам политиков, бестолковость президента, попавшегося «со спущенными штанами», как говорят во Франции, симпатии у соотечественников не вызывает. Имел ли право такой глава государства принимать решение о легализации однополых браков?
Эту тему и хотят обсудить противники Олланда, которые, в отличие от своих украинских «коллег», не захватывают пока резиденции региональных властей, но зато уже требуют отставки непопулярного президента. Показательно, что после завершения воскресного протестного митинга на площади Вобана у Собора инвалидов, одна из лидеров крайне правой организации «Французская весна» Беатрис Бурж объявила, что начинает голодовку и будет проводить ее в палатке, установленной у Стены мира, расположенной на Марсовом поле, напротив Эйфелевой башни. Ее требование - отставка президента Олланда и президенту стоит отнестись к этим требованиям всерьез.
Иван Преображенский