Posted 25 декабря 2013, 15:36

Published 25 декабря 2013, 15:36

Modified 31 марта, 15:43

Updated 31 марта, 15:43

Последний год стабильности

25 декабря 2013, 15:36
В наступающем году россиян, по мнению участников Политклуба «Росбалта», ждет ощущение грядущих перемен и абстрактная гордость за страну. При этом последнее чувство, скорее всего, победит.

2013 год был для России знаковым. Налицо большие достижения во внешней политике, метания во внутренней и, наконец, переход от роста к падению в экономике. Все эти тенденции, скорее всего, сохранятся и в 2014 году. Россиян, как отмечают участники московского Политклуба «Росбалта», ждет «недостаток корма», ощущение нестабильности и абстрактная гордость за страну. Впрочем, последнее чувство, скорее всего, победит.

Уходящий год был насыщен политическими и экономическими событиями. Падение некоторых экономических показателей России до минусовых значений, резкий рост ее международного влияния благодаря сирийскому кризису, победа над ЕС в борьбе за Украину, беспорядки в Бирюлево и превращение национальной темы в одну из главных в российской повестке дня, выборы мэра Москвы и, наконец, амнистия, а также персональное освобождение Михаила Ходорковского. Эти и множество других серьезных событий под конец года смешались в кашу в головах россиян, многие из них даже успели забыться.

Однако «Росбалт», подводя итоги на традиционном заседании московского Политклуба (аудиозапись можно прослушать здесь), попросил экспертов «отделить мух от котлет».

По сравнению с 2012 годом, темпы экономического роста в России снизились в четыре раза, а если сравнивать с прогнозами правительства на год заканчивающийся – то втрое. Между тем власти как будто не хотят понимать природы происходящего. Они «закручивают гайки», повышая налоги, проводя фактически конфискационную пенсионную реформу, поскольку связаны «популистскими решениями прошлых лет», - сделал вывод директор Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев.

Показательно, с его точки зрения, и решение заморозить тарифы естественных монополий, что приведет к урезанию их инвестиционных программ и бумерангом ударит по производящей промышленности. Она и без того находится в очень сложной ситуации, а теперь еще и потеряет массу заказов.

Однако правительство, похоже, не в состоянии оценить кумулятивный эффект от своих решений. По словам эксперта, создает ощущение, что «время простых решений прошло – наступило время примитивных». Николаев отмечает, что российские власти все еще не понимают: самый опасный для них сценарий – не резкий кризис, обвал, а затем, скорее всего, рост экономики, а именно нынешний вариант постепенного сползания на дно - процесс, который растянется на годы.

Между тем экономические проблемы могут наложиться на политическую нестабильность, которую провоцируют сами власти, рассматривая варианты самых разнообразных реформ в момент, когда надо просто переждать. Такое мнение на заседании Политклуба высказал глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Разумеется, прекращение экономического роста – не единственная проблема, есть и другие, не менее серьезные. Прежде всего, выход на передний план национальной проблемы. По словам эксперта, «Бирюлево – первый, но не последний звонок в Москве» такого масштаба.

Так что если власть не возьмется за ум, и не прекратит сама же раскачивать лодку, лишая людей уверенности в завтрашнем дне и веры в стабильность, то «мы на пороге большого шухера», полагает Калачев. Главным раздражителем в 2014 году, по его мнению, может стать муниципальная реформа, по которой пока нет единого мнения, как ее проводить. Она затронет интересы слишком большого количества людей и способна серьезно дестабилизировать систему власти в России. Особенно в условиях, когда все принятые в стране меры по относительной либерализации электорального законодательства не сработали – выборы в 2013 году так и не стали в полной мере «свистком для выхода пара».

Так что, по мнению Калачева, если кого-то и можно будет назвать в 2014 году главным дестабилизатором ситуации в России, то это будут не какие-то там враги-интервенты, а «начинающая сходить с ума элита, которая не понимает, что нужен мораторий на системные изменения». По крайней мере, до окончания экономического кризиса.

Столкнутся россияне в 2014 году и с еще одной бедой: превращением проблемы Северного Кавказа из «региональной» в полноценную федеральную, отметил на заседании Политклуба политолог Сергей Маркедонов. Хотят ли россияне, чтобы выходцы из отдельных северокавказских республик служили в армии или в правоохранительных органах? Этот вопрос после выборов мэра Москвы можно задавать теперь вполне открыто. И это не только создает напряженность внутри страны, но и серьезно негативно отражается на отношениях с сопредельными государствами, например, с Азербайджаном.

Решение проблемы может быть только комплексным, а стратегии пока явно нет, уверен эксперт. Делаются попытки точечных решений на Северном Кавказе, как социально-экономического плана, вроде тех, что предлагает полпред президента в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин, или «точечная» смена президентов в отдельных республиках, вроде замены кабардино-балкарского лидера Арсена Канокова на бывшего силовика Юрия Кокова. Однако «невозможно точечно создать зону счастья», отмечает Маркедонов.

Впрочем, внутренние проблемы для современной России не являются самыми важными. По мнению политолога Андрея Окары, сегодня в стране «геополитика доминирует над политикой, а политика – над экономикой». Это очень хорошо показал пример Украины. Закрывая глаза на многие экономические сложности, Россия явно сделала именно геополитический выбор. В то же время, мотивирует Москва свою позицию отнюдь не ценностными причинами. Когда речь заходит о Таможенном Союзе, главным аргументом, по словам политолога, оказывается экономическая выгода.

Значительную часть украинцев, по мнению Окары, российская логика не устраивает. Он отметил, что после официального отказа от подписания соглашения от ассоциации с ЕС и завершения информационной войны с Россией, Москва получила обратный результат: сторонниками интеграции с Европейским Союзом себя называют себя уже около 60% украинцев, при том, что год назад таких было около 40%. За это украинская оппозиция благодарит «Путина и Дмитрия Киселева», объяснил политолог.

С тем, что для России геополитка сегодня крайне важна, согласен и заместитель главного редактора газеты «Известия» Борис Межуев. По его словам, в ближайшее время весьма вероятно дальнейшее «неожиданное усиление России», которое наблюдалось, в частности, в контексте сирийского кризиса. Украина для Москвы пока отнюдь не проиграна, а в 2014 году предстоит «сражение за Молдавию», которая должна подписывать свое соглашение об ассоциации с ЕС.

Это естественно, если использовать аналогию, которую предлагает эксперт. По его мнению, ситуация в стране очень похоже на период завершения Фронды (в российском случае олигархическо-сырьевой) во Франции в XVII веке. Сочи – это русский Версаль, который французским современникам тоже не нравился тем, что на его постройку и содержание была потрачена гора денег. Иначе говоря, в России произошла замена феодального строя на абсолютистский, а средний класс не имеет широкой идеологической платформы для защиты своих интересов. Причем российский XVIII век, закончившийся Великой Французской революцией, еще не наступил.

Добавим от себя, что это вполне может означать, что какими бы ни были трудности года 2014, когда в стране начнется откровенный экономический спад, а уровень социальных и межнациональных противоречий будет возрастать, вполне возможно, что мысль о том, что Россия играет все большую роль на международной арене, будет сдерживать не только политиков, но даже и население. Не случайно же Франция в XVII веке очень быстро стала ведущей европейской державой и удерживала эту позицию больше ста лет. Ведь кто не сыт хлебом, вполне может питаться зрелищами.

Иван Преображенский

Подпишитесь