Posted 12 июля 2013, 18:00

Published 12 июля 2013, 18:00

Modified 31 марта, 18:14

Updated 31 марта, 18:14

Юристы РПЦ дали комментарий на закон об оскорблении чувств верующих

12 июля 2013, 18:00

МОСКВА, 12 июля. Юридическая служба Московской патриархии Русской православной церкви (РПЦ) прокомментировала введенную федеральным законом от 29 июня 2013 года новую редакцию статьи Уголовного кодекса России, устанавливающую уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих.

«В соответствии с новой редакцией ст. 148 УК РФ, уголовному преследованию подлежат действия, совершенные публично. Это означает, что уголовно наказуемые действия должны совершаться в присутствии верующих лиц, религиозные чувства которых оскорбляются (при этом не имеет значения количество этих лиц), или в их отсутствие, но с последующим опубликованием деяния, например, в сети интернет или с использованием иных средств массовой информации», – говорится в сообщении на сайте Московской патриархии.

Указано, что «под явным неуважением к обществу современная правоприменительная практика понимает нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованное желанием виновного лица противопоставить себя окружающим (в данном случае в отношении их религиозных чувств), продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним; так, характер явного неуважения к обществу носил как сам танец на солее храма Христа Спасителя, так и непристойные телодвижения танцующих» (имеется в виду акция панк-группы Pussy Riot в феврале 2012 года).

Оскорбление религиозных чувств граждан ранее образовывало состав административного правонарушения (ст. 5.26 КоАП РФ). Теперь эта административная норма получила уголовно-правовую защиту, поэтому вполне оправданно использование прежних комментариев к ст. 5.26 КоАП в применении к ч. 1 ст. 148 УК в новой редакции.

Так, под оскорблением религиозных чувств понимаются неуважительный отзыв, грубое высмеивание религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, или личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью, осквернение почитаемых предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство).

Публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики, их порча или уничтожение, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств граждан, также подпадают под ч. 1 ст. 148 УК РФ.

Особые возражения при обсуждении проекта закона вызвало понятие «религиозные чувства». Однако федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит понятия «религиозные убеждения», «религиозные чувства», «объекты религиозного почитания». Анализ показывает, что "религиозными являются чувства благоговейного отношения лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания (паломничества)", пояснили в патриархии.

К местам, специально предназначенным для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит не только культовые здания и сооружения, но и иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний.

Уголовная ответственность устанавливается за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Под воспрепятствованием понимается ограничение деятельности религиозных организаций в каких бы то ни было формах.

Напомним, президент России Владимир Путин подписал закон об ответственности за оскорбление чувств верующих 30 июня. Подробнее - здесь.

Подпишитесь