Posted 21 мая 2013, 13:01
Published 21 мая 2013, 13:01
Modified 31 марта, 19:05
Updated 31 марта, 19:05
Государственная дума переписала закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств с учетом лишь некоторых замечаний экспертов. Между тем, депутаты так и не удосужились ответить на главный вопрос - за что конкретно людей будут штрафовать на 500 тыс. рублей, а то и вовсе сажать в тюрьму на три года?
Законопроект о наказании за оскорбление религиозных чувств прошел во вторник в Госдуме второе, основное чтение. Против его принятия открыто выступили только представители КПРФ, которые сочли, что в таком виде закон будет противоречить не только Конституции, но и здравому смыслу.
Первым делом коммунисты заявили, что поправки к проекту не обсуждались на заседании профильного думского комитета по уголовному законодательству. «Поправки никто не видел, а голосование провели опросным путем - по телефону», - возмутился депутат от КПРФ Борис Кашин, который потребовал по этой причине исключить документ из повестки заседания.
Однако представители парламентского большинства эту просьбу, понятное дело, проигнорировали. Вместо этого они заявили, что наказание за оскорбление чувств верующих только на первый взгляд кажется «достаточно жестким», а его принятие отвечает «интересам большинства граждан».
Тем не менее, единороссы выполнили свое обещание, под давлением общественности и Верховного суда отказавшись от введения в Уголовный кодекс новой статьи о святотатстве с длинным названием - «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний».
Вместо этого они подправили действующую ст.148 УК («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). Новая редакция этой статьи предусматривает, что за публичные действия, выражающие «явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», богохульникам будет полагаться штраф до 300 тыс. рублей или «посадка» в тюрьму на срок до одного года.
Штраф возрастет до 500 тыс. рублей, а тюремный срок до трех лет только в том случае, если кощунники решат устроить акцию в церквях, синагогах или мечетях. В качестве наказания они также могут быть приговорены к обязательным или принудительным работам.
К слову, ко второму чтению из проекта исчезла оговорка, из которой следовало, что новый закон будет защищать только представителей «религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России». Но это вовсе не означает, что суды начнут теперь принимать иски, например, от сатанистов. По словам главы думского комитета по делам общественных организаций Ярослава Нилова, добиваться справедливости смогут только представители официально зарегистрированных религиозных объединений.
Согласившись скостить богохульникам срок с предложенных ранее пяти до трех лет тюрьмы, депутаты, тем не менее, так и не удосужились устранить главный изъян закона. Его суть изложил во время дискуссии по законопроекту член думской фракции КПРФ Олег Смолин, который заметил, что используемые в документе понятия не поддаются юридическому определению.
«Что считать оскорблением религиозных чувств? Верующие всегда могут посчитать, что их оскорбляет другая религия или неверие в бога как таковое», - сказал депутат. С этой точки зрения, непонятно, как, например, относиться к тому, что «Петр I переливал колокола на пушки, а Екатерина II отнимала земли у монастырей», - пояснил коммунист.
По словам Смолина, проблемы могут возникнуть и с наследием мировой литературы - от Вольтера до Бертрана Рассела, не говоря уж о включенной в школьную программу пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде».
А депутат Госдумы от КПРФ Борис Кашин, прославившийся в свое время попытками убрать из российского гимна слова «хранимая богом земля», заявил, что в таком виде закон нарушает права атеистов, публично отрицающих существование бога.
В защиту прав атеистов выступила и партия «Яблоко», чьи активисты попытались утром воспрепятствовать принятию закона, проведя акцию у стен Госдумы. «Защищая в уголовном порядке чувства только одной категории граждан – верующих – власть тем самым нарушает Конституцию, гарантирующую равенство всех граждан», - заявил лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
По его словам, на практике новый закон разрешит читать религиозные проповеди по телевизору, а вот для лекций атеистического содержания место на «голубом экране» не найдется. «Организаторы мирных акций, выступающие против, к примеру, сращивания РПЦ и государства, смогут теперь получить год тюрьмы, а так называемые «православные активисты», сжигающие книги своих оппонентов – максимум, мизерный административный штраф», - заметил Митрохин.
Претензии к законопроекту нашлись и у правового управления Госдумы, которое указало депутатам на то, что они так и не устранили конкуренции нового закона с уже действующими статьями Уголовного кодекса.
Например, думские юристы дали понять, что принятая редакция будет, по сути, дублировать нынешнюю ст. 282 УК, по которой сейчас в тюрьму отправляются в основном сторонники националистических убеждений.
При этом наказание по этой статье за действия, «направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации», предусматривается такое же, как и по новой статье об оскорблении религиозных чувств.
Вот только кому и зачем понадобилось плодить в УК статьи-«клоны», в Госдуме, похоже, пока не знают и сами.
Елена Земскова