Posted 22 апреля 2013, 04:01
Published 22 апреля 2013, 04:01
Modified 31 марта, 19:34
Updated 31 марта, 19:34
В ближайшее время в Министерстве обороны могут произойти серьезные кадровые изменения. Заместителем начальника Генштаба может стать Андрей Третьяк, уже занимавший эту должность до 2010 года. А Академию Генштаба возглавит экс-командующий 58-й армией Анатолий Хрулев. Таким образом Сергей Шойгу возвращает в Минобороны генералов, которые командовали войсками, принимавшими участие в войне с Грузией.
Около десяти из них ранее были изгнаны из военного ведомства, в том числе с заведением уголовных дел. Причем поводом для преследования генералов чаще всего становились анонимки, поступавшие в адрес тогда еще действующего министра обороны Анатолия Сердюкова. Источники в оборонном ведомстве говорят, что Сердюков не простил подчиненным того, что именно они приняли все решения, необходимые для успешной операции в Грузии. Сам министр тогда был недоступен для общения, поскольку во время августовских событий якобы находился на охоте в Казахстане.
Как рассказал источник "Росбалта" в Минобороны, после того как в августе 2008 года ударные части российских войск были переброшены в Беслан, там они столкнулись с проблемой, которой не придали особого значения. К командному составу стали подходить некие лица "грузинской национальности", выражавшие недовольство тем, что военные перегрузили транспортную инфраструктуру Беслана, чем мешают их бизнесу. Они настойчиво просили, чтобы самолеты, БТРы и солдат доставляли как можно меньше, предлагая щедро оплатить такую услугу. Получив отказ, визитеры перешли к угрозам, и поставить их на место удавалось только обещанием не то в шутку, не то всерьез "расстрелять по законам военного времени". Те в ответ огрызнулись: "Мы вас всех поименно знаем и вы еще об этом пожалеете". Позже представители Минобороны поинтересовались у местных, кто были те неизвестные, однако те только развели руками. Возникла версия, что визитеры являлись представителями грузинских спецслужб, но их уже и след простыл. О неприятном инциденте генералы забыли, но, как оказалось, зря.
Источник в военном ведомстве говорит, что по окончании успешной войны с Грузией генералам стали поступать угрозы по телефону от людей, говоривших с характерным грузинским акцентом. А потом на имя Анатолия Сердюкова и в Главную военную прокуратуру стали приходить анонимки, причем не массовые, а, что называется, точечные. Раз в полгода "доброжелатели" сообщали негативную информацию о каком-нибудь генерале, причем исключительно о тех, кто командовал войсками, воевавшими с Грузией. Начинались все анонимки стандартно: "Мы, военнослужащие Минобороны, хотим сообщить о ставших нам известными фактах". А дальше шло перечисление многочисленных преступлений, якобы совершенных генералами, некоторые из которых имели откровенно фантастический характер. ГВП на подобные письма не обратила никакого внимания. А вот Минобороны неожиданно дало им ход.
Сначала проверкой изложенных фактов занимались местные "особисты", которые никаких подтверждений не нашли. По словам собеседника агентства, тогда Анатолий Сердюков подключил к работе своего заместителя Татьяну Шевцову, посчитавшую, что проверяющие недостаточно хорошо "копали". В результате, к проверке сведений неизвестных подключился уже правовой департамент МО, который тогда возглавляла бывший сотрудник ФНС и «фаворитка» Сердюкова Марина Балакирева. А дальше последовали оргвыводы, основанные, как уверяют источники "Росбалта", на сведениях из анонимок.
В 2010 году Сердюков отправил в отставку главкома Сухопутных войск Владимира Болдырева, который возглавлял оперативный штаб во Владикавказе, координировавший деятельность военных в Южной Осетии, и командующего Северо-Кавказского военного округа Сергея Макарова. Именно он сразу после атаки Грузии принял решение начать переброску войск в Беслан для возможного последующего наступления. Потом Минобороны вынужден был покинуть замкомандующего ВДВ Вячеслав Борисов, который вместе с десантниками первым вошел на территорию Южной Осетии, захваченную Грузией. В том же 2010 году из военного ведомства убрали заместителя начальника Генерального штаба Андрея Третьяка, отвечавшего сразу за несколько направлений во время войны с Грузией. Позже его назначили начальником Академии Генштаба, но уже в качестве гражданского лица. По словам источника "Росбалта" в Минобороны, всех генералов убрали крайне жестко, а некоторым было заявлено, что они должны радоваться, что еще не оказались на скамье подсудимых.
Затем было возбуждено уголовное дело на командующего 58-й армией Анатолия Хрулева. Генерала, получившего ранение во время войны в Грузии, обвинили в незаконном получении квартиры от оборонного ведомства. Расследование было начато по материалам проверки анонимки силами самого Минобороны. В результате его отправили в отставку, суд приговорил Хрулева к двум годам "условно". Позже генерал был помилован специальным указом президента Дмитрия Медведева.
Следующим под следствие попал замкомандующего военно-транспортной авиацией Валерий Шемякин, который сразу после нападения Грузии на Южную Осетию занимался транспортировкой войск в Беслан, причем лично находился за штурвалом одного из самолетов. Именно Шемякин нес на cолдатском одеяле раненного Хрулева до Ан-72, который доставил истекающего кровью генерала для операции в Москву. Шемякину тоже инкриминировали необоснованное получение квартиры. Материалы были собраны Минобороны в рамках проверки заявления неизвестных военнослужащих. Уголовные дела в отношении Хрулева и Шемякина вел один и тот же следователь - Иммамеев.
Примечательно, что после того как в Минобороны поступила анонимка на Шемякина, ведомство за 11 месяцев провело 16 проверок изложенных в ней сведений и не нашло подтверждений. Но все равно было принято решение начать расследование, а потом материалы поступили в 235-й гарнизонный военный суд. Несмотря на то что в этих материалах отсутствует постановление о возбуждении дела непосредственно в отношении Шемякина, как этого требует законодательство, слушания над героем грузинской войны продолжаются по сей день.
Стоит отметить, что в обвинениях речь идет не о шикарных хоромах, а о весьма скромном по любым меркам жилье. В частности, Шемякину Минобороны была выделена квартира в дальнем Подмосковье стоимостью 800 тыс. рублей. Напомним, что одна из «фавориток» Сердюкова - начальник департамента имущественных отношений МО Евгения Васильева в то время проживала в 13-комнатной квартире ценой в $10 млн, которая расположена в элитном доме в Молочном переулке Москвы. Еще более шикарные апартаменты в этом здании принадлежат сестре Анатолия Сердюкова Галине Пузиковой.
По словам источника в Минобороны, после загадочных анонимок из Минобороны были изгнаны еще четыре генерала, принимавшие участие в операции "принуждения к миру".
"Кто автор анонимок, так и не было установлено, - отмечает собеседник агентства. - Мое мнение - их подготовили грузинские спецслужбы, которые собирали досье на российских генералов, а потом переслали свой компромат в Минобороны в виде писем неизвестных военнослужащих. По мере того, как шли проверки сведений, изложенных в посланиях "доброжелателей", генералам раздавались звонки, во время которых люди с грузинским акцентом откровенно издевались и обещали, что скоро они "вылетят" из Минобороны".
Информацию о подобных звонках "Росбалту" подтвердил Валерий Шемякин. "Мне действительно звонили неизвестные, припоминали войну с Грузией, обещали неприятности", - сообщил агентству генерал. Почему Анатолий Сердюков решил дать ход анонимкам, несмотря на то, что к ним могли иметь отношение власти Грузии? Источник "Росбалта" в Минобороны высказал мнение, что это связано напрямую с операцией "принуждения к миру". После того как грузинские войска начали обстрел Южной Осетии, генералы, в том числе Макаров и Хрулев, не могли дозвониться до Сердюкова. Якобы в этот момент он находился на охоте в Казахстане. В результате было принято решение без одобрения министра обороны начать переброску войск в Беслан.
По словам собеседника агентства, Сердюков объявился только спустя десять часов, но какой-то активности в критической ситуации не проявил. Генералам во многом приходилось действовать на свой страх и риск. В результате именно они и стали героями грузинской кампании, а Сердюков отошел в ней на второй план. А потом командующие и их замы были изгнаны из Минобороны - как неприятное напоминание о событиях августа 2008 года.
Источник в Минобороны отмечает, что на отставках еще сказался и внутренний конфликт среди «фавориток» Сердюкова. Те же квартиры, в основном, и ставшие поводом для претензий к генералам, выдавались по решению Департамента жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны, который возглавляла бывший сотрудник ФНС РФ Ольга Лиршафт. Вряд ли Сердюков оспорил бы решения своей «фаворитки». Однако, по словам собеседника агентства, потом Лиршафт попала в опалу: якобы из-за конфликта вокруг Васильевой. Что в результате привело к отставке начальника ДЖО. А в такой ситуации справедливость выделения квартир Лиршафт можно было поставить под сомнение и даже привлечь к этому внимание правоохранительных органов.
Герман Александров