Posted 5 февраля 2013, 13:35
Published 5 февраля 2013, 13:35
Modified 31 марта, 21:07
Updated 31 марта, 21:07
Архиерейский собор Русской православной церкви утвердил несколько серьезных новшеств, в том числе изменил саму систему управления РПЦ. Кроме того, епископы, количество которых за годы пребывания в сане патриарха Кирилла, выросло практически на треть, попеняли светской власти за принуждение граждан к пользованию электронными документами и системами учета, что может нарушить их права. Кроме того, священнослужителям теперь гарантированы социальные льготы, включая выплату «декретных» денег, а иерархам — полноценная пенсия, а также сохранение за ними «церковного» транспорта.
Официально итоги Архиерейского собора будут подведены и оглашены 6 февраля. Для прессы пройдет специальная, весьма представительная по составу участников, пресс-конференция. Что отражает, видимо, нынешнее внимание иерархов Русской православной церкви к журналистскому сообществу. В своей «программной» речи на Архиерейском соборе патриарх Кирилл не только много говорил об «информационных войнах», которые неизвестные недоброжелатели ведут против РПЦ в светской прессе, но также осторожно осудил мирян и священнослужителей, не избежавших соблазна. «По недомыслию, а может, и по злой воле они в своих выступлениях соглашались с несправедливыми обвинениями в адрес церкви», - попенял патриарх Кирилл. А заодно вспомнил и о некоторых, вероятно, так называемых «либеральных» православных СМИ, «которые в погоне за популярностью забывают об ответственности перед своими братьями и сестрами во Христе».
В целом выступление предстоятеля РПЦ перекликалось с речью президента России Владимира Путина, призвавшего российское общество на встрече с участниками Собора «уйти от примитивного понимания светскости». Хотя сам патриарх говорил о том, что участие в каких бы то ни было информационных войнах для Русской православной церкви также неприемлемо, как и в политике, он все же предположил, что атака на РПЦ началась в СМИ из-за позиции, занятой им в период массовых политических протестов и выборов президента.
Стоит также отметить, что Собор значительную часть времени посвятил как раз взаимоотношениям церкви и светского государства. Причем их резонансным и сложным вопросам. Например, взаимодействию с музейным сообществом. К осени должно быть издано специальное пособие для монастырей, храмов и епархий по использованию и сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности или пользовании церкви. Правда, сборник этот будет содержать лишь все церковные документы, принятые по этому поводу Поместным и Архиерейским соборами, Священным Синодом и Высшим церковным советом, а не детальные инструкции по сохранению древних фресок, икон и строений, как того хотелось бы, вероятно, музейному сообществу.
Также Архиерейский собор утвердил официальную позицию РПЦ в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Пока радикалы ходили с молитвами вокруг Храма Христа Спасителя, прося Господа защитить россиян от наложения на них «числа антихристова», как именуют в этой среде разнообразные идентификационные электронные коды, епископы обсудили и приняли в целом весьма прагматичный и осторожный документ, призывающий светские власти всего лишь не ограничивать права тех, кто от большого ума (или, наоборот, по недомыслию) уклоняется от получения электронных идентификаторов.
По мнению собравшихся в Москве православных иерархов, из тех, кто по разным соображениям отказывается от кодирования, формируется «целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни», что недопустимо так же, как и принуждение к использованию гражданами этих технологий. Кроме того, РПЦ опасается, что данный процесс может привести к появлению «сквозного идентификатора личности», в результате чего вся возможная информация о жизни человека, его покупках, здоровье, поездках будет собираться в одном месте, что создает предпосылки для «управляющих решений» в отношении каждой конкретной личности.
Таким образом, избегая излишнего правозащитного пафоса, Русская православная церковь выражает светской власти свою озабоченность процессом снабжения электронными идентификаторами российских граждан, предлагает предоставить россиянам доступ к данной базе данных с правом удалять из нее личную информацию, если это не угрожает общественной безопасности. Также, по мнению РПЦ, необходимо серьезно ужесточить ответственность за ненадлежащее использование персональных данных.
Более четко и однозначно церковь официально высказалась против введения в России ювенальной юстиции. По крайней мере, в ее «западном» варианте. В РПЦ и ранее неоднократно заявляли, что это противоречит традиционным ценностям, разрушает семью и угрожает нормальному развитию российского общества. Но лишь сейчас эта позиция была официальна закреплена.
Что касается собственно внутрицерковной жизни, а точнее — внутрицерковной политики, поскольку речь идет о системе управления и принятия решений РПЦ, то нынешний Архиерейский собор можно считать историческим. Не потому, разумеется, что была принята концепция социального обеспечения церковнослужителей, поскольку это всего лишь «уравнивание» служения церковного со светской работой (например, чиновнической деятельностью), что в обществе потребления не могло рано или поздно не случиться.
Гораздо важнее, что вопреки существовавшему ранее порядку архиереи передали сами себе право принимать все стратегические решения, отобрав это право у Поместного собора (ранее он являлся высшим органом управления РПЦ), в деятельности которого участвуют не только священнослужители, но и миряне. Неофициально это, разумеется, скорее формальность. Поместный собор и без того в прежние годы практически не собирался, и все существенные вопросы решал Архиерейский собор, который, впрочем, и сам-то собирается весьма редко, а также Синод или даже Высший церковный совет, вообще фактически транслирующий волю патриарха.
Тем не менее, это решение очень важно символически. Поместному собору фактически оставили только выборы патриарха, причем в качестве единственно возможной схема, по которой главой РПЦ в свое время стал патриарх Кирилл. То есть - тайным голосованием, без какого-либо жребия, как это бывает во многих православных церквях. Но главное, сделав Поместный собор ответственным только за такие стратегические решения, как утверждение автокефалии и выборы патриарха, священноначалие РПЦ отстранило мирян, то есть прихожан, от принятия каких бы то ни было решений. Повлиять на Церковь община больше практически не сможет, и у некоторых священнослужителей и богословов это вызывает предположение, что, таким образом, принцип «соборности», то есть церковного единства, в РПЦ более не соблюдается.
Иван Преображенский