Posted 22 января 2013, 15:15

Published 22 января 2013, 15:15

Modified 31 марта, 21:25

Updated 31 марта, 21:25

Эксперт: Систему образования в России нужно начинать выстраивать с нуля

22 января 2013, 15:15

МОСКВА, 22 января. Сфера народного образования в Российской Федерации в существующих рамках реформированию не подлежит. Такое мнение высказала корреспонденту "Росбалта" заведующая кафедрой социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета Анна Очкина.

Повышение зарплаты работников образования до средней по экономике региона, о чем не раз говорил Владимир Путин, никаких проблем, в том числе и проблему материального стимулирования учителей и преподавателей вузов, не решит, сказала Очкина. По ее словам, и сейчас размеры зарплат учителей в субъектах Российской Федерации, которые публично озвучивают главы регионов, не соответствуют действительности,

По данным Очкиной, несмотря на уверения губернаторов, для провинции обычной остается зарплата учителя в 7 тыс. рублей.

Во многих школах рост зарплаты учителя идет исключительно за счет увеличения его нагрузки. Растет количество учеников в классах, достигая сегодня 30-35 учеников, притом что рождаемость в стране, несмотря на громкие заявления президента РФ, до сих пор не достигла минимальных величин в послевоенной истории России.

Большое количество учеников в классах возникает за счет объединения школ и сокращения учительских должностей в школах, отмечает эксперт.

Учителя уже сейчас работают как рабы, говорит Очкина. По ее данным, при ставке в 18 часов в неделю, меньше 25 часов учителя не работают. К этому надо прибавить классное руководство, огромное количество бумаг, которые должен заполнять учитель, обязательные дополнительные занятия, отмечает она.

Под качество преподавания на нормативном уровне "заложена бомба", говорит Очкина. В этих нормативах, например, сказано, что учитель истории должен "формировать представление об исторических процессах". В чем это состоит, не говорится. Учитель и формирует их, как может, в меру собственного уровня образованности, рассказывает эксперт.

По ее мнению, если не прекратить деятельность нынешнего министерства образования и не начать практически с нуля выстраивать новую систему, ее крушения не избежать.

Однако, считает Очкина, проблема в том, что даже после такого крушения это образование само собой не исчезнет, оно будет продолжать существовать в своем нынешнем искаженном виде.

"То есть, дети вроде бы будут продолжать ходить в школу, но учиться практически не будут или будут учиться непонятно чему. Ложное образование хуже, чем никакого", - подытожила Очкина.