Posted 25 ноября 2012, 15:13

Published 25 ноября 2012, 15:13

Modified 31 марта 2024, 22:19

Updated 31 марта 2024, 22:19

Неудобный царь

25 ноября 2012, 15:13
Сохранение российских памятников истории и культуры за рубежом не является предметом ни общественного внимания, ни государственного попечительства. Пример тому - мемориал «Дуб свободы», установленный в немецком городке Вупперталь.

Сохранение российских памятников истории и культуры за рубежом не является предметом ни общественного внимания, ни государственного попечительства.

12 декабря исполнится ровно год с того момента, как общественная организация российских соотечественников «Апплаус» в городе Вупперталь вышла с инициативой реставрации русской части памятника «Дуб свободы». Жаркие дискуссии, интернет- и радиоголосование, проведенные среди жителей города, говорили о том, что памятник необходимо восстановить. Но общественное мнение никак не повлияло на решение чиновников немецких ведомств. Да и у российских законодателей интерес к этому начинанию пропал. Пошумели - и забыли.

Памятник был установлен в честь победы над Наполеоном. Причем заложили его лично три руководителя государств - австрийский и русский императоры и король Пруссии. Это тот редкий случай в истории, когда Германия и России воевали с общим противником. Во время Второй мировой войны монумент пострадал в результате авианалета союзников. Позже часть памятника, посвященная королю Пруссии Фридриху Вильгельму, была восстановлена. А стела императора Александра продолжает разрушаться.

Активисты организации «Апплаус» пытаются исправить ситуацию. Они обратились в комитет по культуре Госдумы РФ, в российское посольство в Берлине, к руководителям политических партий Германии и депутатам Бундестага. К обсуждению вопроса активно подключилось и Генеральное консульство России в Бонне. Казалось, что нас обязательно поймут и поддержат.

Однако «отцам города» эта идея не понравилась. Местные власти Вупперталя, в том числе чиновники, определяющие законодательство в области реставрации и сохранении историко-культурного наследия, категорически против приведения стелы в надлежащий вид. Причем дело не в отсутствии у города денежных средств - финансовую поддержку предлагала российская сторона. Да, и цена вопроса невелика — всего 30 тыс. евро. В качестве главного аргумента противники реставрации приводят действующее законодательство земли Северный-Рейн Вестфалия о сохранении аутентичных останков памятников.

«Апплаус» с помощью журналистов местного радио подготовил тестовый опрос жителей города, к голосованию подключились и пользователи Интернета. Результат был более чем убедительным: 70% горожан высказались за реставрацию памятника. Была назначена дата исторической конференции. Никто и предположить не мог, что дело совсем плохо. Казалось, Германия - это демократическое государство, и чиновники не могут в таком важном деле не учитывать общественное мнение горожан.

Было решено провести историческую конференцию. На нее, естественно, пригласили представителей Госдумы и Минкульта. Но у депутатов и чиновников не нашлось времени и средств на командировку в Германию.

Главный противник восстановления - доктор Ильнер, руководитель исторического центра Вупперталя, директор дома-музея Фридриха Энгельса. Главный довод - город не видит необходимости в реставрации. Город придерживается концепции, которая не поддерживает новодел. Памятник должен сохраняться в том виде, в котором он остался после Второй мировой войны. Это звучало бы убедительно, если бы не решение федеральных властей о восстановлении в Берлине дворца Фридриха Второго, сильно пострадавшего от бомбежек во время войны. Сами авторы реконструкции называют памятник после завершения работ (вернее, после новой постройки) нью-дворцом. Значит, все-таки новодел?

Еще один аргумент хранителей истории Вупперталя заключается в том, что император Александр не является образцом для подражания, не был прогрессивным правителем, а потому сегодня в Германии не стоит совершать поступки во славу этого монарха.

Противники реставрации также говорили о позитивном влиянии Наполеона на развитие Пруссии; о том, что для России война 1812 года была Отечественной, а для немцев - лишь войной с французами. И даже о том, что эта история - лишь эпизод в отношениях России и Германии: мол, мы воевали вместе в той войне, но потом были другие войны, где мы убивали друг друга, а для окончательного примирения надо быть уверенными, что кровь не прольется больше никогда.

За этими доводами обозначилась истинная причина отказа поддержать инициативы русской общины: при внешнем соблюдении приличий отношения между двумя странами далеки от идеала. В Германии Россия сегодня «не в моде», к ней нет искреннего интереса и должного уважения.

Все было бы совсем печально, если бы на той летней конференции «Апплаус» не поддержали горожане. У жителей города своя аргументация: «Либо верните Александру золото, либо снимите его у Фридриха»; «Это наша общая история, а не только российская; «Раз памятник частично реставрировали, значит, надо восстанавливать полностью. Мы не должны забывать о русских, мы одни не выиграли бы эту войну. Русский император не дал уничтожить Пруссию. Он дважды отказал Наполеону в предложении совместно ее разделить. Та война – лучшая страница общей с русскими истории».

Но, по словам того же доктор Ильнера, «дискуссия не имеет никакого законодательного значения». «Аппалаус» и его сторонники проиграли исторический поединок властям Вупперталя. Оказывается, и в Германии мнение простых граждан можно игнорировать.

Позиция российских чиновников и депутатов тоже отразилась в этой истории, как в капле воды. У нас страсть к кампанейщине, в том числе и по отношению к историческим событиям. Вот закончится 2012 год, и можно будет забыть о 200-летии победы над Наполеоном. Пусть соотечественники в Германии сами борются за российскую историю, престиж страны.

Но дело ведь не в памятнике. Отношение к России в Германии - вот что должно было бы всех заботить. Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Сколько ни заклинай, что мы стратегические партнеры, а на деле этого не ощущается.

В историю с памятником могло бы вмешаться Россотрудничество, фонд «Русский мир», очень к месту пришлось бы веское слово министра культуры Владимира Мединского. Соотечественники явно не смогут решить этот вопрос без поддержки российского государства.

А пока очень стыдно смотреть в глаза молодым ребятам из «Апплауса» и немцам – жителям Вупперталя, которые активно голосовали за возрождение памятника.

Вера Татарникова

Подпишитесь