Posted 17 октября 2012, 14:56
Published 17 октября 2012, 14:56
Modified 31 марта, 22:55
Updated 31 марта, 22:55
Госдума одобрила правительственную версию нового закона об образовании. Альтернативный вариант, разработанный КПРФ, не смог заручиться поддержкой необходимого числа депутатов. Между тем к документу осталось много вопросов - от расходов государства на образование до размера стипендий и зарплат учителей.
Новый закон об образовании писали три года и даже успели пропустить через «сито» общественной экспертизы. Однако первое чтение законопроекта в Госдуме показало, что претензий к «детищу Минобрнауки» меньше не стало.
Развеять опасения народных избранников относительно будущего российского образования в среду в Госдуму лично явился глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Его выступление оказалось кратким и столь же туманным, как формулировки нового закона. Тем не менее, министр пообещал, что в стране сохранится бесплатное образование, а, главное, что оно станет качественным.
Как эта цель будет достигнута, Ливанов толком не разъяснил. Но ключевой в его речи оказалась фраза о том, что «образование ради «корочки» теперь потеряет всякий смысл». Сделать это, по мысли министра, удастся за счет более тесной привязки образовательных программ к требованиям работодателей, объединения вузов, а также развития экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
Между тем Ливанов ни словом не обмолвился о тех пробелах в законе, которые и стали причиной активных протестных акций против его принятия среди учителей и родителей.
Об этих изъянах пришлось рассказывать коммунистам, чей альтернативный законопроект «О народном образовании» был вынесен на рассмотрение Госдумы одновременно с правительственным.
Как сообщил «Росбалту» депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин, проект коммунистов не стоил казне и рубля. «Он написан по принципу «не навреди» и не нарушает права ни одного участника образовательного процесса», - заверил депутат.
Критикуя правительственную версию закона, Смолин сообщил, что им, в частности, ликвидируются льготы для детей-сирот и военнослужащих при поступлении в вузы, а компенсация на оплату коммунальных услуг сельским учителям передается на усмотрение местных властей.
Новый закон поставил, по его словам, также «крест» и на доплате надбавок за классное руководство учителям и ученые степени и звания преподавателям вузов. «В общем, по 36 позициям этого закона мы с правительством расходимся, а еще по 30 - молчим, хотя по 10 - согласны», - подсчитал Смолин. При этом он признал, что часть предложений коммунистов все-таки была учтена правительством при подготовке окончательного варианта закона.
В КПРФ, тем не менее, потребовали пойти еще дальше. Среди наиболее принципиальных предложений оказался перевод ЕГЭ из категории обязательного экзамена в добровольный; сохранение выборности ректоров вузов; добровольное участие России в Болонском процессе; привязка зарплат учителей к ставке, а не к среднему значению по экономике в регионе; выплата стипендий студентам на уровне прожиточного минимума и т.д.
Коммунисты также потребовали, чтобы расходы на образование в государстве составляли как минимум 7% от годового ВВП - именно такой показатель, по их словам, был достигнут в СССР при Брежневе. «А то уже в Бразилии дошло до 10%, а у нас только к 2015 году ожидается 4,2%», - возмутился Смолин.
В ответ на пожелания КПРФ министр Ливанов лишь пожал плечами, однако вице-спикер Госдумы от «Единой России» Любовь Швецова пообещала, что некоторые из них могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Тем более, что претензии к новому закону нашлись и у профильных думских комитетов. Так, например, комитет по делам семьи в своем заключении указал, что в проекте закона не оказалось действующей нормы о том, что размер родительской платы за ребенка в детском саду не может превышать 20% затрат на его содержание в образовательном учреждении. Между тем, в комитете подсчитали, что при таком раскладе средняя плата за детей может составить от 3,6 тыс. до 7 тыс. рублей в месяц по отдельным регионам, что для многих родителей с мизерной зарплатой окажется неподъемной суммой.
Наряду с коммунистами, правительственный законопроект отказались поддержать и в «Справедливой России». «Эсеры» заподозрили, что новый закон затеивался исключительно для регламентации платных услуг в образовании. «Нас и граждан России приучают к одной простой мысли - раз услуга, нужно платить. И опять та же самая норма Конституции о бесплатном образовании на наших глазах превращается в необходимость оплачивать предоставляемую образовательную услугу», - выразил обеспокоенность лидер «эсеров» Сергей Миронов.
В ЛДПР заняли двойственную позицию, согласившись поддержать сразу два законопроекта - правительственный и альтернативный. Но сам лидер ЛДПР Владимир Жириновский дал понять, что стране не нужно качественное образование. «Чем лучше в стране образование, тем быстрее там совершаются революции. В Америке никогда не будет перестройки, а арабы пошли по нашему пути - дали своей молодежи самое лучшее европейское образование, и что мы видим теперь? «Цветные революции», - поставил точку в дискуссии лидер ЛДПР.
Мария Шувалова