Posted 17 сентября 2012, 13:34
Published 17 сентября 2012, 13:34
Modified 31 марта 2024, 23:23
Updated 31 марта 2024, 23:23
Взаимодействие в сфере ПРО отвечает интересам США и России и остается приоритетом для администрации президента США Барака Обамы. Такие умиротворяющие сигналы Вашингтон продолжает посылать Москве, по-прежнему обеспокоенной проводимой США работой по развертыванию третьего позиционного района противоракетной системы в Европе.
После того, как действующий президент США объявил о новом подходе к строительству системы ПРО в Европе в сентябре 2009 года, американские «партнеры» не устают повторять, что США приветствуют сотрудничество РФ в области создания более обширной системы ПРО, отвечающей общим интересам.
Одновременно с этим в Пентагоне продолжают вести работу, направленную на дальнейшее развитие системы ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Хотя до последнего времени эти планы США оставались как бы на периферии российско-американского диалога, в Вашингтоне придают им большое значение: американцы продолжают создавать в различных регионах планеты элементы противоракетной обороны, которые постепенно выстраиваются в глобальную систему.
Интересно, что еще в 2009 году США добивались от Японии отмены эмбарго на экспорт вооружения, чтобы открыть дорогу поставкам в Европу совместно разработанных элементов ПРО. Об этом, в частности, говорилось в одной из американских дипломатических телеграмм, преданных гласности на сайте Wikileaks.
Судя по опубликованным документам, Госдеп США в депешах американским посольствам в азиатских столицах, включая Токио, по поводу национальной стратегии ПРО «выражал заинтересованность в изучении возможности поставок в будущем таких элементов ПРО вооруженным силам НАТО и европейским союзникам».
При этом внешнеполитическое ведомство США выступало за принятие японским правительством «стратегического решения» в отношении поставок совместно разработанного с США блока «2-Эй» (2A) корабельной противоракеты «Эс-Эм-3» (SM3), что «позволило бы связать отдельные региональные части ПРО в глобальную систему».
Теперь власти США и Японии договорились о размещении еще одного американского радара раннего оповещения о пусках ракет. Речь идет о так называемом радаре X-band, который представляет собой массивное куполообразное сооружение высотой около 85 метров. Одна такая установка уже развернута в префектуре Аомори, на севере главного японского острова Хонсю. Находящийся сейчас с визитом в Токио глава Пентагона Леон Панетта сообщил, что вторая установка будет размещена на юге Японии, но не уточнил, где именно, поскольку этот вопрос «еще предстоит обсудить». При этом, как заверил глава американского военного ведомства, появление второй РЛС не направлено против Китая.
Примечательно, что главной причиной установки нового радара оборонные ведомства обеих стран называют необходимость повышения уровня безопасности Японии в связи с возможной ракетной угрозой со стороны КНДР. Между тем стоит отметить, что еще в августе на страницах The Wall Street Journal были опубликованы материалы, в которых говорилось о планах Пентагона относительно широкомасштабного расширения противоракетной обороны в Азии. Для этих целей планировалось поместить новый радар раннего предупреждения на одном из южных островов Японии, а еще один - в Юго-Восточной Азии (возможно, на Филиппинах). The Wall Street Journal сообщал, что ПРО может быть использована и против Китая.
После того, как Вашингтон и Токио официально озвучили свои намерения, ясно вырисовывается цепь из современных радаров ПРО X-band, тянущаяся от севера Японии через ее южные острова к Филиппинам. Эти радары будут соединены с пусковыми ракетными установками и кораблями, также оснащенными радарами и ракетами-перехватчиками. Вместе они должны образовать единую систему, позволяющую успешно осуществлять перехват баллистических ракет.
Очевидно, что китайские баллистические ракеты средней дальности, способные с большой точностью поражать корабли ВМС США на значительном расстоянии вызывают особую озабоченность американских военных стратегов. По некоторым данным, сейчас на вооружении Народно-освободительной армии Китая стоит от 1000 до 1200 таких ракет.
На фоне обострения японо-китайских отношений в споре вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао), эта проблема выглядит очень остро. В Вашингтоне призывают обе стороны конфликта использовать дипломатические средства для «конструктивного решения вопроса». Однако глава японского МИД Коитиро Гэмба после сегодняшней встречи с Леоном Панеттой недаром заявил, что в случае нападения на острова, США будут расценивать это как угрозу собственной национальной безопасности. Так предусматривает Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией, подписанный в 1960 году.
В Москве неоднократно указывали, что развертывание систем ПРО в АТР «может подстегнуть гонку вооружений в региональном и глобальном масштабах», «подорвет основы стратегической стабильности, что приведет к росту непредсказуемости в этой важнейшей сфере поддержания глобального равновесия». Однако в Токио упорно утверждают о создании «щита», а не «кнута» и намерены и далее продолжать проект, «соответствующий оборонной политике Японии».
Если эти слова сказаны не для того, чтобы завуалировать истинное положение дел, то почему, по словам главы российского МИД Сергея Лаврова, «в условиях формирования в АТР многосторонних форматов взаимодействия, в том числе в сфере безопасности», нужно искать пути обеспечения собственной безопасности на блоковой основе?
Очевидно, что ПРО в АТР создается не только для защиты от мифической северокорейской ракетной угрозы. Цель - взять в клещи Китай и Россию, с европейского и азиатско-тихоокеанского направлений, тем самым существенно снизив геополитическое влияние двух стран.
Дмитрий Пановкин