Posted 13 сентября 2012, 11:26
Published 13 сентября 2012, 11:26
Modified 31 марта 2024, 23:26
Updated 31 марта 2024, 23:26
Дело Pussy Riot перевело в острую фазу кризис в отношениях между церковью и значительной частью общества. Противостояние, накал которого не уменьшается, породило различные предложения по его преодолению – вплоть до создания некоего религиозного кодекса. Для начала, однако, стоило бы разобраться в коренных причинах этого конфликта.
С точки зрения церковных иерархов, все просто. Коварные силы из-за границы, как выразился патриарх Кирилл, «проявляют агрессию против нашего культурного ядра, нашего цивилизационного кода». Носителем этого кода, естественно, провозглашается РПЦ.
Однако существуют и другие мнения о причинах нынешнего противостояния.
Одна из таких причин заключается в том, что значительная часть общества не приемлет существующую власть, а церковь, по факту, уже давно стала одним из ее институтов. Неприязнь к власти автоматически переносится и на церковь, которая последнее время непрерывно дает доказательства своего единства с правящей верхушкой.
Такой точки зрения, в частности, придерживается директор Института глобализации и социальных проблем Борис Кагарлицкий. «Кризис доверия к существующему в России государству, автоматически подрывает доверие и к церкви, как части этого государства», - сказал он корреспонденту «Росбалта».
Патриарх Кирилл на днях попытался опровергнуть этот тезис. В интервью телеканалу «Россия» он заявил: «нет ни одного документа, ни одного заявления, ни одного слова патриарха, на основании которых можно было бы сделать вывод о сращивании».
Но уже на следующий день он же обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой не принимать закон, согласно которому религиозным организациям придется платить за землю, которую они используют для своих нужд.
В самом факте такого обращения никакого «сращивания», конечно, нет. Задумаемся о другом. В течение последних двадцати лет государственные и коммерческие организации, а также простые граждане либо выкупают землю, которой пользуются, либо платят арендную плату. Все, кроме РПЦ.
Это сращивание или не сращивание государства с церковью? А налоговые поблажки коммерсантам в рясах?
Другим доказательством слияния церкви и государства в нынешней России является, в частности, тот факт, что РПЦ активно участвует в избирательной кампании, - такое мнение в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказал политолог Андрей Пионтковский.
По его словам, не самая удачная акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя во многом была ответом части общества на вмешательство церкви в дела государства, в том числе, на участие церковников в думской избирательной кампании. «При этом такое вмешательство поощряется властью», - отметил политолог.
По ловам Пионтковского, в российской правящей верхушке много «клептократов, выходцев из вторых эшелонов КПСС и КГБ», который стали миллиардерами. «Но все еще помнят, что в ЦК КПСС был идеологический отдел, который выдавал идеологическое обоснование их деятельности. Сегодня они видят некое подобие идеологического отдела в церкви», - считает политолог.
«Руководители церкви хотят власти, а власть помогает им решать их вполне земные материальные запросы, поскольку думает, что там наверху, может быть, «что-то есть». Пошлая власть и пошлая церковь довольно органично нашли друг друга», - резюмирует Пионтковский.
Русская православная церковь сегодня претендует не только на то, чтобы стать властью. Она стремится поставить себя над властью, как это сделала КПСС в Советском Союзе, - в свою очередь, говорит Борис Кагарлицкий. «По факту, РПЦ ведет сейчас не просто политику по преодолению статьи российской Конституции, провозглашающей Россию светским государством, она практически настаивает на декларировании клерикального характера власти в стране», - убежден политолог.
«Вся политика церкви направлена сейчас на то, чтобы реально пересмотреть основы конституционного строя, или, как минимум, игнорировать его. Причем речь идет о пересмотре не только конституционного строя РФ, но и современного европейского государства вообще. Это посягательство на нормы, которые отличают современное государство от средневекового», - подчеркивает эксперт.
По мнению Кагарлицкого, «нынешние амбиции РПЦ оказываются неприемлемыми для большого числа социальных групп и слоев, в том числе, и тех, которые еще до не давнего времени относились к этим проблемам достаточно толерантно».
«РПЦ хочет поставить себя на место КПСС. То есть, стать выше государства. Когда церковникам говорят, что они подчиняются государству, они очень этим недовольны. Они действительно не хотят подчиняться государству, они хотят командовать им», - говорит он.
Обострение отношений между церковью и значительной частью общества сегодня очевидный факт, говорит Кагарлицкий. «Если в СССР в 1920-е годы инициатором такого обострения было государство, то в нынешней России его источником является именно РПЦ», - уверен он. Впрочем, «отмежевываясь от церкви, советское государство 1920-х годов делало только то, что во Франции было сделано еще во времена Великой французской революции 1789 года, а в Англии еще во времена Реформации XVI века. То есть, в Советской России тогда не было сделано ничего такого, чего не было сделано в Европе 200-400 лет назад», - напомнил политолог.
«С 1943 года по 1990-е годы РПЦ занимала позицию поддержки государства в той или иной форме. Однако в последнее время новое руководство церкви уже не устраивает сложившийся баланс сил в обществе. То реальное слияние РПЦ с государством, которое произошло за последние двадцать лет, уже не устаивает церковных иерархов. Они уже требуют подчинения государства себе. Целью патриарха Кирилла и его присных сегодня является уже не клерикализация государства, а установление теократической диктатуры, внешне облеченной в формы демократического устройства» - убежден Кагарлицкий.
Стоит отметить, что церковь пока явно не только не готова к дискуссии с обществом, но подчас даже избегает открыто излагать свою позицию по спорным вопросам. Характерным примером стал ответ на приглашение «Росбалта» принять участие в «круглом столе», на котором в четверг обсуждался, в частности, вопрос о том, где кончается религия и начинается политика. Референт Всеволода Чаплина - председателя отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества, заявил нашему агентству, что раз «Росбалт» предвзято относится к церкви, то и представители РПЦ в проводимом им «круглом столе» участия принимать не будут.
Александр Желенин