Posted 10 сентября 2012, 13:22
Published 10 сентября 2012, 13:22
Modified 31 марта, 23:30
Updated 31 марта, 23:30
В ходе завершившегося во Владивостоке саммита АТЭС делегаты из стран Азиатско-Тихоокеанского региона обсуждали вопросы обеспечения растущего населения АТР водой и продовольствием, транспортно-логистическими услугами, современным образованием и здравоохранением. Серьезное внимание было также уделено качеству интеграционных процессов, развитию торговли, созданию современной нормативной базы, развитию финансовых рынков и мультивалютной системы.
В этом смысле Владивосток, как место для проведения первого в России форума АТЭС подошел лучше всего. По мнению, которое корреспонденту «Росбалта» высказал член экспертного совета Агентства Стратегических инициатив Петр Щедровицкий, «тот факт, что на Дальний Восток приезжает саммит АТЭС, на котором, в том числе, формулируется сегодняшняя повестка дня этого макрорегиона, очень серьезный шаг вперед в процессе интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион».
Кроме того, очевидно, что и сам Дальний Восток, на протяжении долгих десятилетий оторванный от России, остро нуждается в реинтеграции. В этой связи финансы, потраченные государством на улучшение инфраструктуры региона, хочется надеяться, пойдут на пользу местному населению и будут еще долго служить людям. А вложения в «научно-образовательную и интеллектуальную доминанту», сделанные в виде обновленного Дальневосточного федерального университета – хорошая инвестиция в молодое поколение и задел на будущее.
Эксперты отмечают, что на саммите Россия предложила выгодную для себя повестку, развитие которой может продолжить в период своего председательства в Группе 20(G20) в следующем году и в «Большой восьмерке» (G8), которое приходится на 2014 год. Приоритетными направлениями объявлены развитие транспорта и логистики, продовольственная безопасность, либерализация торговли и региональная экономическая интеграция, сотрудничество в инновационной сфере.
Россия предлагает активно использовать возможности транспортных артерий страны – Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также Северного морского пути. По словам президента Владимира Путина, «это очень привлекательный маршрут», в полтора-два-три раза снижающий стоимость и время в пути товаров. Однако стоит отметить, что по уровню развития транспортной инфраструктуры Россия в настоящее время занимает одно из последних мест среди экономик АТЭС.
Как отметил Петр Щедровицкий, «новые задачи развития, стоящие перед регионами и странами в условиях глобализации экономики, настоятельно требуют более широкой трактовки «инфраструктурных ограничений» и «инфраструктурных условий» развития». При этом, под инфраструктурами, по его словам, следует понимать и качество среды обитания. «Ясно, - продолжил эксперт, - что качество этих инфраструктур в различных странах и регионах сильно отличается друг от друга. Еще более серьезные отличия существуют в области нормировки и стандартизации как технических требований к этим инфраструктурам, так и к их «пропускной способности», то есть к процессам, которые должны быть обеспечены и поддержаны этой инфраструктурой».
Иными словами, для реализации только одной составляющей предложенной Россией повестки - превращения российских дорог в оживленные азиатско-европейские транзитные пути необходимо провести огромную работу, связанную с упрощением таможенных процедур, внедрением новых технологий и стандартов, в ряде случаев с изменением и унификацией законодательства. И, наконец, считается, что реализация российского транзитного потенциала позволит активизировать приток инвестиций. Однако стоит отметить, что инвестициям предшествует скрупулезная и очень долгая работа, которую невозможно провести за несколько дней пусть даже и хорошо подготовленного саммита.
Дмитрий Пановкин