Posted 10 сентября 2012, 08:07
Published 10 сентября 2012, 08:07
Modified 31 марта, 23:31
Updated 31 марта, 23:31
Без инструментов «мягкой силы» в современном обществе невозможна эффективная внешняя политика. Об этом в интервью корреспонденту «Росбалта» заявил руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), спецпредставитель президента России по связям с государствами-участниками СНГ Константин Косачев.
- Россотрудничеству исполнилось четыре года. Каких результатов удалось достичь за это время?
- Россотрудничество можно назвать инструментом цивилизованного лоббирования российских интересов за рубежом. Такое понимание полностью соответствует концепции агентства как исполнителя, действующего по заказу государства и в его интересах. С момента создания Агентства прошло не так много времени, однако достаточно, чтобы показать определенные результаты. Подготовительный этап можно считать завершенным, мы определили цели и приоритеты нашей работы, и вышли теперь на этап стратегического планирования. Можно сказать, обкатка закончилась – пора включать форсаж.
Сегодня Агентство представлено в 76 странах 59 российскими центрами науки и культуры, 8 их филиалами и 17 представителями в составе дипломатических миссий Российской Федерации.
Агентство целенаправленно наращивает работу по сохранению российского духовного и культурного наследия за рубежом. Наши загранпредставительства стали инициаторами и организаторами открытия мемориальных знаков, памятников российской истории и культуры. Среди мемориальных объектов – захоронения соотечественников на христианских кладбищах в Македонии, Марокко, Тунисе, могилы в Греции, Италии, Турции.
Одним из новых форматов стало проведение «перекрестных годов» национальной культуры, в рамках которых реализуются сотни мероприятий. За прошедшее время они были проведены в Китае, Болгарии, Индии, Франции, Италии, Испании, Германии.
Но, конечно, основными нашими задачами являются содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, продвижение русского языка и культуры, развитие гуманитарного и научного сотрудничества.
Агентство совместно с МИД РФ стало учредителем Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе и по направлению обеспечения защиты их прав на родной язык.
Ведется отбор и направление на учебу в Россию за счет средств федерального бюджета иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, по итогам которых в прошлом году на обучение в российские вузы был зачислен 661 кандидат. Продолжается работа по передаче в оперативное управление нашего агентства 14 общеобразовательных школ в 5 странах СНГ: Армении, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Украине.
Кроме этого Россотрудничество осуществляет федеральную программу «Русский язык», в рамках которой второй год подряд 6 июня по всему миру проводится День Пушкина. В частности, в этом году более чем в 1000 русскоязычных школ Украины были направлены комплекты книг русской классики.
- В последнее время все чаще стали говорить о необходимости применения фактора «мягкой силы» в российской внешней политике. Россотрудничество, пожалуй, является здесь одним из основных инструментов. На ваш взгляд, насколько эффективно он используется и вообще, насколько эффективно используется Россией фактор «soft power»?
- «Мягкая сила» становится неотъемлемым элементом реализации национальных интересов любого государства за рубежом. Это давно поняли наши визави на Западе и сейчас понимают наши соседи на Востоке. В этой связи отмечу, что китайцы, например, вообще считают «мягкую» и «жесткую» силы не суммой, а произведением: если один из элементов стремится к нулю, то, тем самым, в ноль превращается вообще вся внешняя сила того или иного государства. Эта китайская интерпретация «мягкой силы» мне кажется достаточно интересной.
Россия, в отличие от Советского Союза, в области «мягкой силы» не располагает паритетом с нашими основными геополитическими соперниками. Если по «жесткой силе» мы более или менее равны, то по «мягкой силе», увы, нет. К сожалению, это положение нельзя исправить посредством набора каких-то мероприятий в сиюминутном режиме: напряглись, и раз – все получилось. Нет, это системная, долгосрочная работа, рассчитанная на годы и десятилетия. Вот мы почти не уделяли ей внимание в предыдущие десятилетия и сейчас серьезно отстали. Для того, чтобы выправить этот дисбаланс, потребуется очень много времени. Но не заниматься этим нельзя. Это нужно делать сегодня, здесь и сейчас. Мы уже слишком много времени упустили. Это вопрос даже не только вложений, сколько именно внимания со стороны государства.
Поэтому такая работа не может быть предметом ответственности отдельно взятого ведомства. Это огромная, комплексная задача, и большая часть этой задачи связана не с информационно-пропагандистским освещением тех или иных процессов, происходящих в стране, а реально с тем, что происходит в стране. И от Россотрудничества в этой сфере зависит далеко не все. Но координирующую роль, если хотите, роль наводчика на цель, мы бы могли на себя взять.
- Одна из основных составляющих успешного применения «мягкой силы» - это благоприятный образ страны. В одном из недавних интервью вы упомянули, что исправление «перекоса» между репутацией нашего государства и реальностью является одной из основных целей Россотрудничества, так как, на ваш взгляд, имидж нашей страны радикально хуже того, что есть на самом деле. А что конкретно вы считаете необходимым сделать в этом направлении?
- На мой взгляд, «мягкая сила» - это не мероприятия, которые мы организуем, а та среда, которая возникает или не возникает в результате наших мероприятий. Мы стремимся к объединению и консолидации Русского мира, который, однако, понимается и формируется не только и не столько по этническому принципу. То есть включает в себя не только русских и близких к русскому народу в России и за рубежом, наших соотечественников, хотя это уже сотни миллионов и это, безусловно, сердцевина, ядро Русского мира. Но включает в себя дополнительно еще и всех, кто говорит по-русски, интересуется Россией, связан с ней лично или профессионально.
Сейчас работа идет разрозненно. Многое делается по линии поддержки соотечественников российским МИД, что-то фондом «Русский мир», есть координационные советы соотечественников. Скажем, за работу с выпускниками советских/российских вузов отвечает министерство образования. Есть категория людей, которые учат русский язык, предположим, на различных языковых курсах. Они тоже существуют как бы сами по себе. Таким образом, работа в сфере Русского мира в его широком понимании идет параллельно, а люди, интересующиеся Россией, друг друга, по сути, не видят, не объединяются.
Сейчас, по большей части, в симпатиях к России нам признаются «шепотом и на ухо». Поэтому самое главное, на мой взгляд, построить работу таким образом, чтобы люди, заинтересовавшиеся Россией, смогли в дальнейшем консолидироваться, объединиться, чтобы их симпатии слились в единый мощный голос.
Если говорить о конкретных вещах, приведу такой пример. Вложения, сделанные в советский период в обучение студентов из развивающихся стран, помощь в строительстве там объектов экономики до сих пор оказывают свое положительное влияние. Бывшие студенты советских вузов сегодня у власти во многих государствах, в том числе благодаря полученному у нас образованию. Они чаще всего являются сторонниками развития отношений с Россией.
Тот же Китай: известно, что сейчас в старшем поколении китайских руководителей очень много тех, кто учился в Советском Союзе. С 1951 по 1961 годы восемь тысяч китайцев прошли это обучение. Почти все из них сейчас занимают высокие должности в различных сферах деятельности, стали уважаемыми, влиятельными людьми. И они с большой теплотой относятся к России.
Но вот в настоящее время в РФ учатся двадцать тысяч китайских студентов. Однако что это за люди, как они учатся, какова будет их дальнейшая судьба, с каким отношением к России они вернутся к себе на родину? Эти вопросы нужно изучать и отслеживать. Работать нужно с этими людьми, чтобы в дальнейшем они вкладывали свои приобретенные знания, умения, опыт, симпатии к России в развитие двусторонних связей на объективной и непредвзятой основе. Мы должны обретать, подчеркну, не агентов влияния, но людей, которые знают нашу страну, симпатизируют ей. Это, понятно, относится не только к китайцам, но и к немцам, французам, американцам, гражданам других стран.
- В последние годы все чаще приходится сталкиваться с тем, что в некоторых странах исторические события, в которых принимала участие Россия, толкуются, прямо скажем, неоднозначно. Иногда это даже фактически становится частью государственной идеологии. Не говоря уже об оценке роли России в событиях Второй Мировой войны в Прибалтике или на Украине, даже Бухарестский мир 1812 года некоторые политики в Молдавии называют черной страницей в истории своей страны. Какие шаги предпринимает Россотрудничество, чтобы противостоять подобным тенденциям?
- Мы очень серьезно сотрудничаем с Росархивом и подведомственными архивами. Мы провели опрос всех наших представителей за рубежом о том, какие даты, по их мнению, нуждаются в дополнительной исторической «подсветке» и что для этого нужно сделать. Мы сформировали перечень наших предложений, передали его в Росархив и сейчас совместно готовим серию тематических выставок архивных документов, специально подобранных под то или иное историческое событие и под определенную страну. Такие выставки будут экспонироваться на базе наших центров.
Конкретный пример: вместе с украинскими коллегами 26 сентября в Киеве мы будем проводить презентацию подготовленного Росархивом сборника исторических документов об истории украинского националистического движения 1939-1945 годов. Стоит отметить, что в этом двухтомнике нет вообще никаких политических комментариев, там просто представлены документы, которые, может быть, вообще на Украине никто не видел, но с которыми обязательно нужно ознакомиться, для того, чтобы избежать позорных решений, вроде присвоения высоких государственных званий приснопамятным украинским коллаборационистам.
- Как Россотрудничество взаимодействует с другими агентствами и фондами, действующими в сфере публичной дипломатии?
- Мы тесно взаимодействуем не только с органами государственной власти, но с международными и российскими неправительственными организациями, иными институтами гражданского общества, используя потенциал и инициативы в сфере общественной дипломатии. Одним из основных партнеров Россотруднипчества является Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС), членами которой являются более 90 общественных объединений, включая общества дружбы с зарубежными странами. Кстати, при содействии Россотрудничества были восстановлены общества дружбы с народами Молдавии, Сирии, Испании, Австралии, Словении, Австрии.
Сотрудничаем с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, с Российским советом по международным делам (РСМД), с Советом по внешней и оборонной политике (СВОП). То есть существует большое количество политических, подчеркну, структур, работающих в сфере общественной дипломатии, которые обязательно являются нашими партнерами, которые готовы воспринимать Россотрудничество в качестве координатора соответствующей деятельности под общим координирующим началом МИД РФ.
- Какие задачи ставит перед собой Россотрудничество на ближайшую перспективу?
- Еще раз отмечу, что работа на пространстве СНГ остается приоритетной для Россотрудничества. Первоочередной задачей является расширение присутствия в странах СНГ, восстановление общего гуманитарного пространства. И эта задача вполне выполнима.
К 2020 году у Россотрудничества есть планы увеличить количество представительств до 140-150 в 104 странах мира. Агентство планирует развивать программу ознакомительных поездок из-за рубежа в Россию для молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств. В 2011 году было принято 200 молодых людей, преимущественно из стран СНГ, в этом году мы планируем привезти 500 человек, а к 2014, надеемся, что их число достигнет 1000.
Очевидно, что в рамках одной беседы сложно рассказать обо всех замыслах, но хочу подчеркнуть, что Россотрудничество открыто к общественному диалогу и готово воспринимать конструктивные и заинтересованные советы и предложения.
Беседовал Дмитрий Пановкин
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с Фондом поддержки публичной дипломатии им. Горчакова "Территория открытой дипломатии".