Posted 10 августа 2012, 13:57
Published 10 августа 2012, 13:57
Modified 31 марта, 23:59
Updated 31 марта, 23:59
На первый взгляд, вокруг Ирана закручивается новая спираль тревожных событий. После того, как Тегеран, обидевшись на Москву за невыполнение оружейных контрактов на сумму около $4 млрд, подал иск к Рособоронэкспорту в Третейский суд Женевы, в Кремле пригрозили занять более жесткую позицию по ядерной программе Ирана.
Российские власти намерены добиваться от Ирана отзыва иска. В Москве дали понять, что до следующего заседания «шестерки» посредников по иранскому ядерному вопросу, которое состоится в конце августа, Россия постарается донести свои аргументы относительно приостановки поставок комплексов С-300 еще раз, но в случае, если Иран опять ответит отказом, на мировой арене он будет «договариваться по ядерным вопросам самостоятельно».
На этом фоне США разворачивают в регионе Персидского залива масштабную сеть ПРО, направленную против Ирана. По имеющийся информации, Пентагон, совместно с некоторыми арабскими странами, «активизировал усилия по созданию в регионе укрепленного района системы противоракетной обороны для защиты месторождений углеводородов и перерабатывающей инфраструктуры от ракетной угрозы, исходящей от Ирана».
Все это дает наблюдателям основания полагать, что в Персидском заливе в скором времени может якобы разразиться полномасштабная война, а Россия не будет блокировать в ООН возможные резолюции и санкции в отношении Ирана, в союзниках у которого останется только Китай. И еще не факт, что Пекин захочет «прикрывать» Тегеран в одиночку.
Между тем, подобные рассуждения вряд ли могут иметь под собой серьезные основания.
Действительно, 2012 год не особенно благоприятен для ведения мирных переговоров в форматах МАГАТЭ и «шестерки», равно как и для решения иранской ядерной проблемы военными средствами. Причин для этого достаточно. В частности, на ситуацию влияют президентские выборы в США, которые должны состояться в ноябре. Очевидно, что Бараку Обаме не выгодно будировать иранскую проблему, поскольку ни положительное, ни отрицательное решение, ни, тем более прекращение переговорного процесса ему не на руку. Президентская гонка вступила в решающую фазу и Обама, в любом случае будет подвергаться критике. Для него сейчас выгодно, чтобы переговорный процесс с Ираном проходил, но без видимых результатов.
В свою очередь, Тегерану тоже выгодно «затягивание», поскольку и в этой стране намечаются президентские выборы. Правда, они должны состояться в июне будущего года, но уже сейчас происходит очень жесткая борьба внутри иранской элиты. Президент Махмуд Ахмадинежад и его группировка придерживаются одних позиций, их политические противники – других. Если кто-либо из них выйдет с какой-либо инициативой, непременно рискует попасть под огонь критики и обвинений в предательстве национальных интересов. И поэтому официальному Тегерану сейчас не на руку какая-либо конкретика на переговорах.
Европа давно и надежно увязла в решении собственных финансовых проблем, поэтому там также не особенно заинтересованы в «иранском прорыве». Что же касается такого надежного союзника России в СБ ООН, как Китай, то введенные Европейским союзом санкции против Ирана на Пекин никак «не завязаны». КНР продолжает покупать иранскую нефть и прекращать эти закупки он не собирается, хотя. на всякий случай, расширяет свой список нефтяных поставщиков, производя закупки и у других государств. Поэтому Пекин готов к любому варианту развития событий: объемы закупок углеводородного сырья он, по-видимому, сохранит.
Вероятнее всего, что в этом году вялотекущая ситуация в иранском вопросе будет продолжаться. Она может измениться после января будущего года, когда новый глава американской администрации приступит к исполнению своих обязанностей, и если оппоненты Ирана не посчитают возможным подождать итогов президентских выборов в этой стране.
Очевидно, что для предполагаемых боевых действий в Персидском заливе нужны очень серьезные причины. А у главных противников Ирана – США и Израиля они не совпадают. Как отмечает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, «для Израиля такой причиной может стать степень обогащения урана до 56%. Для США «красной линией» станет перекрытие Ираном Ормузского пролива».
Но сейчас положение таково, что Тегеран не заинтересован перекрывать Ормузский пролив, поскольку именно по нему тонкой струйкой просачивается идущая на экспорт иранская нефть. По некоторым оценкам, из-за разного рода введенных санкций, Ирану уже пришлось сократить поставки нефти на 600-700 тыс. баррелей в день. Перекрыть пролив – фактически означает пережать самому себе артерию. По словам Владимира Евсеева, в Тегеране исходят из того, что идти на крайние меры и существенное обострение в виде блокады пролива имеет смысл лишь тогда, когда иранской нефти объявят полный бойкот и вообще перестанут ее покупать.
Как полагает эксперт, в этом случае наиболее «выгодный» для Ирана вариант – осуществить скрытное минирование пролива. Для того чтобы лишний раз предостеречь Тегеран, в двадцатых числах сентября США и еще двадцать государств планируют провести в Ормузском проливе учения, одним из элементов которого будет отработка навыков по тралению морских мин. Считается, что для деблокирования пролива потребуется, как минимум, две недели. И, естественно, что США хотят понять, на какие сроки нужно запасаться нефтью, а также отработать практические вопросы координации, состав участников возможной операции.
Что касается создания масштабной системы ПРО в Персидском заливе, то действительно, для начала американцы собираются развернуть несколько радиолокационных станций передового базирования, в Эмиратах и Кувейте. По словам Владимира Евсеева, «это ракеты «Пэтриот» и противоракетные комплексы THAAD». «Но эти комплексы не позволяют защищать большие территории, - продолжил собеседник «Росбалта». – Пока речь идет о защите конкретных объектов, так как у Ирана имеется значительное количество ракет малой дальности, направленных в основном против аравийских монархий».
Пока ПРО в Персидском заливе является фактором сдерживания иранских амбиций. Между тем, нельзя не учитывать, что массированное вооружение ведет к эскалации кризиса и приближению силового решения иранской ядерной проблемы.
Дмитрий Пановкин