Posted 27 июля 2012, 15:45
Published 27 июля 2012, 15:45
Modified 1 апреля, 00:12
Updated 1 апреля, 00:12
Информация Алексея Навального о том, что председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин имел вид на жительство и бизнес в Чехии, будучи при этом заместителем генерального прокурора России, а затем и главой СК, распространилась по Интернету со скоростью пожара в сухом лесу.
Навальный особо акцентировал внимание на том, что Бастрыкин занимался бизнесом на территории государства-члена НАТО, являясь одновременно высокопоставленным чиновником, а это могло дать врагам дополнительные рычаги давления на него. (Видео, на котором Навальный рассказывает, как собирал компромат на Бастрыкина, можно посмотреть здесь).
Конечно, можно было бы рассматривать этот шаг известного блогера как ответный удар по высокопоставленному визави, потребовавшему возобновить в отношении Навального закрытое ранее дело о Кировлесе. Однако из песни слов не выкинешь, а факты, как известно, вещь упрямая.
Буквально на следующий день МВД Чехии подтвердило факт наличия у Бастрыкина вида на жительство, а также информацию о том, что он контролировал чешскую компанию Law Bohemia вплоть до 2008 года. То есть почти в течение двух лет вел бизнес на территории иностранного государства, занимая в России весьма ответственный государственный пост.
Депутат Госдумы Илья Пономарев обратился к генпрокурору Юрию Чайке с заявлением о необходимости проверить факты, изложенные Навальным. Однако понятно, что отставка сокурсника и одного из ближайших соратников Владимира Путина не может быть в России вопросом чисто юридическим. Вопрос этот — политический, и делает эту политику один человек, имя которого всем хорошо известно.
Очевидно, что если бы подобные факты вскрылись в развитой западной стране, то немедленное отстранение чиновника от должности было бы неминуемо. По словам Пономарева, «в цивилизованных странах людей за гораздо меньшие прегрешения, чем у Бастрыкина, отправляют в отставку». По мнению депутата, «случай с «Новой газетой» (когда Бастрыкин вывез в лес и угрожал убийством ее журналисту Сергею Соколову – прим. «Росбалта») уже является достаточным основанием не только для отставки главы СК, но и для заведения на него уголовного дела - несмотря на «примирение сторон» (имеются в виду извинения, которые принес Бастрыкин в связи с инцидентом с Соколовым главреду «Новой» Дмитрию Муратову – прим. «Росбалта»).
Пономарев полагает, что отставка непотопляемого Бастрыкина все же состоится, но будет технической. Он пояснил, что наиболее вероятный ее сценарий — смена руководителя после образования единого СК. Это должно произойти, уверен Пономарев, так как нахождение на посту председателя Следственного комитета такого человека как Бастрыкин угрожает единству правящей элиты. Здесь оппозиционер сослался на позицию депутата Госдумы от «Единой России» Александра Хинштейна, который заявил, что готов отправить запрос в Конституционный суд о лишении главы СК полномочий и пообещал собрать необходимые для этого подписи 90 депутатов.
Однако очевидно, что окончательное решение о том, сдавать или не сдавать Бастрыкина, будет принимать Путин - исходя из своих собственных соображений.
Председатель межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек» Владимир Жеребенков подтвердил в интервью корреспонденту «Росбалта», что начать проверку в отношении главы Следственного комитета РФ может только президент страны. Жеребенков считает, что Пономарев в данном случае обратился не совсем «по адресу», поскольку «у Генпрокуратуры для такого дела нет полномочий».
Адвокат пояснил, что согласно нынешнему российскому Уголовно-процессуальному кодексу «решение о возбуждении уголовного дела в отношении председателя Следственного комитета возможно только по представлению президента России на основании заключения коллегии из трех судей Верховного суда». Предварительным расследованием такого дела, считает юрист, должно заниматься правовое управление администрации президента, в обязанности которого может войти и подготовка соответствующих документов.
Однако Жеребенков весьма пессимистически оценивает шансы на возбуждение такого дела. Он обратил внимание на тот факт, что по нашим законам «вопрос о привлечении к уголовной ответственности бывшего президента РФ решается… председателем все того же Следственного комитета». «Получается круговая порука, все связано», - отметил адвокат.
Действительно, если рассматривать ситуацию с точки зрения юриста - система абсолютно закольцована. Но общество – уже нет. В этом, вероятно, и заключается особенность текущего момента…
Александр Желенин