Posted 13 июля 2012, 20:04
Published 13 июля 2012, 20:04
Modified 1 апреля, 00:25
Updated 1 апреля, 00:25
На этой неделе на встрече послов и постпредов России Владимир Путин завил, что необходимо «вновь вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР, и прямым потомкам родившихся в Советском Союзе или даже в Российской империи». И действительно, несмотря на то, что с момента распада Союза прошло уже 20 лет, эта проблема до сих пор является крайне актуальной и требует наконец-то решения.
Предыдущие попытки решить ее, по большому счету, потерпели фиаско. Уже очевидно, что запущенная в 2007 году программа возвращения бывших соотечественников провалилась. Действующее же законодательство со всеми сопутствующими ему бюрократическими абсурдами делает получение гражданства РФ для тех, кто хочет вернуться на историческую родину, практически невозможным. До сих пор проблемы с паспортами есть даже у тех репатриантов, кто вернулся в Россию еще в начале 1990-х годов.
Поэтому многие эксперты единодушны во мнении: если президентская инициатива получит развитие, то в первую очередь необходимо оказать помощь именно тем людям, кто в течение многих лет живет в России, считая ее своей единственной родиной, не имея при этом зачастую гражданства или даже разрешения на временное проживание.
«После того, как в 2002 году был принят новый (репрессивный!) закон «О гражданстве РФ», превративший всех наших переселяющихся в Россию соотечественников в таких же де-юре иностранцев, как например, беженцы из Африки, получение гражданства стало бесконечной мукой. В общем порядке процесс занимает минимум 7 лет. С большими боями в 2003 году удалось правозащитникам добиться внесения поправки в ст. 14 закона (ст.14 п.4), которая позволяла соотечественникам получать гражданство в упрощенном порядке. Но в 2009 году «упрощенка» была отменена», - отмечает председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» и член правительственной комиссии по миграционной политике Лидия Графова.
В итоге сложилась ситуация, когда сотни тысяч переселенцев живут в России без определенного правового статуса. Также Графова обращает внимание на то, что с 2004 года ФМС России ведет «сплошную проверку» паспортов. В ходе этой фактически противозаконной акции на сегодняшний день уже у 80 тысяч человек паспорта признаны недействительными, что означает лишение гражданства. «Причиной, как правило, становятся ошибки чиновников, а страдают невиновные граждане, - заявляет она. - Прежде чем говорить об облегчении процедур для новых переселенцев, необходимо как можно скорее признать гражданами давно переселившихся соотечественников, которые из-за несовершенства законодательства и разных бюрократических заморочек стали «нелегалами поневоле».
Такой же точки зрения придерживается и председатель комитета «Гражданское содействие», член совета и руководитель сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина. Она уверена, что при решении вопроса о предоставления российского гражданства бывшим соотечественникам необходимо, в первую очередь, восстановить п.4 ст.14 закона о гражданстве в следующей формулировке: «Из числа граждан бывшего СССР те, кто постоянно проживает на территории Российской Федерации не менее пяти лет или получил разрешение на временное проживание или вид на жительство в РФ, имеют право обратиться за российским гражданством в упрощенном порядке». Ганнушкина добавила, что здесь, как правило, речь идет о людях русской культуры, и страна заинтересована в таком миграционном восполнении убыли населения.
Очевидно, что Путин рассчитывает с помощью упрощенного порядка получения гражданства привлечь в страну новую волну иммиграции. Ставка делается на то, что если будет принят закон, который, наконец, сделает понятной и простой эту процедуру для тех, кто добивается паспорта РФ годами, а также для тех, кто хочет приехать в Россию навсегда, то он может найти большой отклик во многих странах бывшего СССР. Однако эксперты расходятся во взглядах на то, к каким последствиям это может привести.
Политолог Юрий Романенко уверен, что инициатива Путина об облегчении процедуры получения гражданства выходцами из СССР вызвана «демографической ямой». «Но эта мера не пойдет на пользу России, - полагает он. - Все, кто хотел в свое время уехать, уже уехал в Россию, на Запад, в США. А эта инициатива Путина в основной мере направлена на людей, которым за 30 лет. И они в общей массе своей устроены, они состоялись. Они вряд ли захотят ехать в Россию. Те, кто захочет, - это люди пенсионного возраста, они не будут улучшать демографическую ситуацию. А сама Россия получит в их лице только новые финансовые проблемы».
Отчасти с ним согласен латвийский общественный деятель и журналист Юрий Зайцев: «Возраст принимающих гражданство будет, скорее всего, предпенсионный, вторая категория - русскоязычная молодежь. Средний возраст (30-45) будет наиболее малочисленной категорией, так как в большинстве случаев они интегрированы в экономики своих стран. Исключение составят страны Кавказа и Средней Азии».
В свою очередь киргизский политолог Марс Сариев уверен, что Россия является «желанной страной» для многих жителей Киргизии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении, а также восточной части Украины и Крыма. «Конечно, в первую очередь, активизируется выезд русскоязычного населения. Но не следует забывать об очень тяжелом экономическом положении в бывших советских республиках, в первую очередь в Средней Азии. Так что, в силу этого фактора, следует подумать и о том, что значительную часть стремящихся получить российское гражданство будут составлять и представители коренных национальностей. И тут важно, насколько системно подойдет руководство России к адаптации новоиспеченных граждан РФ. Будут ли созданы какие-то программы, специальные мероприятия», - добавляет он.
Общественный деятель Максим Рева, один из лидеров организации "Ночной дозор" и "негражданин" Эстонии, считает, что в Прибалтике также «из-за нынешнего тяжелого экономического положения упрощенным получением гражданства воспользуются не только неграждане, но и граждане этих стран, если Россия не будет требовать обязательной справки об отказе от гражданства».
Однако все эксперты сходятся во мнении относительно того, что главный интерес подобный закон может вызвать в странах Средней Азии. «Вопрос в другом: что нам надо от этих людей? Просто дешевую рабсилу - это одно. Если же мы хотим в конечном итоге видеть в них новых граждан нашей большой родины, то тогда, давая им гражданство, государство налагает на себя большую ответственность. В этом случае необходимы специальные программы по их интеграции в российское общество, изучению языка, возможность получения образования. Если этого не будет, то в конечном итоге мы столкнемся с теми же проблемами, что и старая Европа», - заявил Рева.
В связи с этим уже ведутся разговоры о том, что новый закон должен будет предусмотреть определенную фильтрацию миграционного потока - к примеру, введение экзамена по русскому языку. Директор проектов фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский высказал предположение, что наиболее разумным было бы введение поправки, согласно которой облегченный порядок получения гражданства должен действовать для потомков выходцев с территории нынешней Российской Федерации. «К примеру, срок получения российского паспорта для потомков выходцев с территории СССР может быть год или два, а для потомков выходцев с территории РФ – месяц-два. Должно быть несколько степеней градаций», - пояснил эксперт.
Лидия Графова также уверена, что «нашему законодательству о гражданстве жизненно необходимо (и очень давно!) придать репатриационный характер». Она подчеркивает: «Преимущества на получение гражданства должны иметь, прежде всего, те переселенцы, для которых Россия является исторической родиной, то есть те, кого новый закон о соотечественниках признал таковыми. Тот факт, что русский человек или, например, татарин, возвращаясь в Россию, на свою единственную родину, считается здесь у нас «иностранцем», - просто абсурд и издевательство над здравым смыслом».
Татьяна Хрулева
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с фондом поддержки публичной дипломатии им. Горчакова «Территория открытой дипломатии»