Posted 18 апреля 2012, 15:07
Published 18 апреля 2012, 15:07
Modified 1 апреля 2024, 01:44
Updated 1 апреля 2024, 01:44
В пятницу премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отправляется в недельное турне по ряду европейских стран. В самом этом факте нет ничего примечательного, если бы не сообщения СМИ о том, что одной из ключевых тем визитов главы китайского правительства в Исландию и Швецию станет сотрудничество в Арктике.
Китай намерен добиваться получения статуса наблюдателя в Арктическом совете и, как сообщает газета «Саут Чайна морнинг пост», в этом вопросе Пекин уже заручился поддержкой Швеции.
Напомним, что Арктический совет объединяет восемь приарктических стран - Россию, Норвегию, Данию, Исландию, Канаду, США, Финляндию и Швецию. Странами-наблюдателями в этой организации являются Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша, Франция. А Италия, Южная Корея и Китай обладают временным статусом наблюдателя.
Отметим, что благодаря значительным запасам углеводородов и удобным морским и воздушным маршрутам Арктика все больше привлекает к себе внимание развитых государств мира. В связи с этим обостряются споры по поводу границ экономических зон приарктических государств, а страны, не относящиеся к таковым, активно стремятся получить права на использование недр в этом регионе.
Хотя с международно-правовой точки зрения Арктика остается «ничьей», согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им в регионе исключительных экономических зон шириной до 200 миль и континентального шельфа - до 350 миль, а в отдельных случаях и более.
Однако территория Арктики периодически подвергается самозахвату. На международном уровне вопрос о способах разделения Арктики пока не решен. Нет единства и по вопросу о том, кто имеет право делить: только соседние с Арктикой страны или все государства. Но приарктические государства уже начали формировать и направлять в ООН свои заявки на определение границ в этом регионе.
Сейчас же границы в регионе определены, что называется, на глаз. Например, Россия провела от Северного полюса воображаемые линии к двум крайним точкам своей территории - в районе Мурманска и Чукотки. Воды внутри такого «треугольника» объявлены российскими. Остальные четыре приарктические страны не признают эти границы полярных владений России. И вот в 2014 году комиссия ООН по границам континентального шельфа будет рассматривать эти заявки об определении границ приарктических государств.
Россия готовит заявку и обоснование для установления внешних границ шельфа в Арктике протяженностью свыше положенных Конвенцией ООН 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния. Сейчас такой спор ведется, в частности, вокруг подводных хребтов Ломоносова и Менделеева и хребта Альфа. Россия утверждает, что все они являются продолжением ее континентального шельфа.
Если это удастся доказать, то РФ может отойти морская территория площадью 1,2 миллиона квадратных километров, включая хребет Ломоносова, недра которого богаты углеводородами. Однако здесь Москве придется проводить делимитацию с Данией и Канады, утверждающим, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением и Сибири и Гренландии (этот остров является автономной административной единицей Королевства Дания).
«Вопрос заключается в принятии некоей общей базы, на которой будет строиться научная система доказательств, - отметил Лобковский в беседе с корреспондентом «Росбалта». - Если принимается российская система доказательств, то тогда она устроит Канаду и Данию, поддерживая их претензии на расширение шельфа. Причина спора между учеными в неоднозначной трактовке некоторых вопросов».
Ранее, в 2002 году хребты Менделеева и Ломоносова были отнесены комиссией ООН к структурам, которые не позволяют включать их в расширенную область континентального шельфа. Вместе с тем, эксперт отметил, что «Россия сейчас готовит предложения в комиссию ООН, и уже в 2014 году должна представить свою новую систему доказательств о максимально возможном расширении шельфа в Арктике». Этот вопрос официально курируют Минприроды, Минобороны и МИД РФ, а российская Академия наук является главным консультантом и разработчиком теоретической концепции, которая лежит в основе заявки.
При этом в Москве исходят из того, что союзниками России в решении проблемы должны стать Канада и Дания, поскольку эти государства, исходя из концепции эволюции развития Арктического региона, предложенной российскими учеными, соединяет структура единого генезиса, представляющая собой скрытые водой тектонические континентальные породы, своего рода подводный «мост» между Евразией и Северной Америкой.
Тогда, по словам Леопольда Лобковского, Россия, Канада и Дания фактически фактически совместно могут претендовать на центральную часть Северного Ледовитого океана. Но очевидно, что кроме этих трех стран остальные государства не заинтересованы в таком исходе дела.
Таким образом, предстоят еще весьма серьезные международные дискуссии.
Очевидно, что интересы разных стран к арктическому региону со временем будут только возрастать, поскольку, кроме относительно недавно открытого значительного количества полезных ископаемых, которые можно добывать в промышленном масштабе, Арктика имеет и важное военно-стратегическое значение. Например, там находятся удобные позиции для старта баллистических ракет систем ПРО и других элементов стратегического сдерживания.
При этом, благодаря глобальному потеплению и постепенному сокращению площади льдов, военно-морские силы получают возможность действовать в Арктике в течение значительной части календарного года.
Интерес же Китая к организации Арктического совета объясняется и перспективой использования возможностей Северного морского пути. Кроме того, Пекин имеет значительные экономические и научные интересы в богатом природными ресурсами Арктическом регионе.
Естественно, что не все государства хотят видеть усиление присутствия Китая в регионе. В частности, Норвегия может блокировать стремление Пекина обрести статус наблюдателя в Арктическом совете на фоне резкого похолодания двусторонних связей, которые испортились после присуждения в 2010 году в Осло Нобелевской премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо.
КНР, как сильное в экономическом отношении государство, пытается сделать максимально от него зависящее, чтобы участвовать в разделе Арктики. Китайские специалисты не входят в число экспертов соответствующей комиссии ООН, работающей над определением границ континентального шельфа, но повлиять на решение этого органа они могут опосредованно. Кроме того, колоссальной силы экономика Китая позволяет осуществлять реальные проекты в регионе. Таким образом, можно констатировать, что в борьбе за Арктику появился еще один сильный участник.
Дмитрий Пановкин