Posted 22 декабря 2011, 12:53
Published 22 декабря 2011, 12:53
Modified 1 апреля, 03:26
Updated 1 апреля, 03:26
Президент России Дмитрий Медведев, выступая с посланием к Федеральному собранию, заявил о намерении провести комплексную реформу политической системы России. Суть декларированных изменений сводится к отмене ряда мер по «укреплению вертикали власти», принятых во времена двух первых президентских сроков Владимира Путина.
О том, что Медведев воспользуется посланием для озвучивания громких предложений по «изменению системы», накануне сообщил новый спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Это сработало - к выступлению уходящего со своего поста президента было приковано повышенное внимание. Политологи ломали голову, какие конкретные предложения могут быть сделаны Медведевым. Часть из них удалось угадать, хотя общий масштаб не предвидел никто.
При этом сразу же стоит отметить, что наиболее «громкие» предложения, названные президентом словом «инициативы», на деле являются не изобретением чего-то нового, а лишь отменой путинских решений по строительству «вертикали власти». Другими словами - частичным возвратом к тем политическим реалиям, которые существовали во время президентства Бориса Ельцина.
В первую очередь, это касается инициатив по введению прямых выборов глав регионов и избранию половины Госдумы не по партийным спискам, а путем голосования за конкретных депутатов.
Здесь важно отметить, что Медведев ничего не сказал ни о каком «президентском фильтре», призванном отсеивать неугодных Кремлю кандидатов в губернаторы. О необходимости сохранения в своих руках такого фильтра ровно неделю назад говорил кандидат в президенты Владимир Путин во время своей телевизионной «прямой линии». Таким образом, Медведев в движении назад, к губернаторским выборам, вроде пошел гораздо дальше, чем его напарник по «тандему». Но готов ли Путин отказаться от своих слов, пока знает только он.
Наиболее расплывчато Медведев предложил очередное перекраивание правил игры на выборах в Госдуму. Так что его слова по горячим следам пришлось расшифровывать Нарышкину. Речь идет о том, что 225 из 450 депутатов будут избираться по мажоритарным округам, как и в «девяностые», но выдвигать их кандидатуры станут только партии, так что независимых одномандатников не будет.
Заметим, что про переход к прямым выборам верхней палаты нашего парламента - Совета Федерации - Медведев ничего не сказал. Может, потому что с этой инициативой уже выступил Путин, а может, и потому что он не поддерживает такой шаг.
Напомним, что о необходимости отмены выборов глав регионов, переходе на избрание депутатов Госдумы полностью по партийным спискам и создании Общественной палаты Владимир Путин объявил в специальном телеобращении в начале сентября 2004 года. Эти меры были предложены им как ответ власти на теракт в Беслане.
Следующими серьезными инициативами Медведева, к которым можно выдвинуть претензии лишь в их половинчатости, стала существенная либерализация партийной системы. Во-первых, президент предложил регистрировать все партии, которые заручатся поддержкой 500 человек в 50 регионах страны. Во-вторых, - полностью отменить сбор подписей в поддержку партий, желающих участвовать в парламентских выборах. В-третьих, - существенно сократить количество подписей, которые нужно собирать кандидатам в президенты. С двух миллионов до трехсот тысяч для самовыдвиженцев и до ста тысяч для кандидатов от непарламентских партий.
Вдобавок Медведев пообещал реорганизовать ЦИК и региональные избирательные комиссии, чтобы усилить над ними контроль.
При Ельцине выборы губернаторов и депутатов-одномандатников показывали, в том числе, по телеканалу, который назывался ОРТ ("Общественное российское телевидение"). Нынешние три центральных телеканала, как можно сделать вывод из слов Медведева, работать в условиях реальной политической конкуренции не умеют. Поэтому он предложил создать на базе одного из них новое Общественное телевидение, защищенное от влияния как государства, так и какого-либо частного владельца.
Как показывает мировая практика, единственная схема, позволяющая на деле реализовать такие пожелания, – это финансирование телеканала напрямую за счет его зрителей. Например, граждане Великобритании и Германии платят абонентскую плату за установленные в их квартирах телевизоры. В России это выглядит утопией, та что, скорее всего, дело сведется к тому, что «общественное» по названию телевидение будет все так же финансироваться из госбюджета, только под контролем какого-нибудь «авторитетного общественного совета».
Маловразумительным кажется и настойчивое продвижение Медведевым идеи «открытого» или «большого» правительства. Он так и не объяснил, почему для все тех же его целей нельзя использовать уже существующую Общественную палату (которая, кстати, хоть и находится где-то на обочине, обходится бюджету в немалую сумму).
Отдельный блок предложений Медведева касается борьбы с коррупцией. Вот здесь им, действительно, выдвинуты настоящие инициативы. По сути, президент, наконец, согласился с тем, что Россия должна жить по нормам Конвенции ООН против коррупции, принятой еще в 2003 году. Отказ нашей страны присоединиться к 20-й статье этого документа («незаконное обогащение») был поводом для обидных упреков в адрес власти – это давало реальные основания говорить, что она лишь заявляет о борьбе с мздоимством, а на деле занимается профанацией этого процесса.
Конечно, чиновники быстро научатся «обходить» необходимость декларировать крупные расходы точно так же, как это сейчас происходит с декларациями о доходах. Однако остальные инициативы: фактическая отмена 94-ФЗ (закона, по которому сейчас проводятся гостендеры) и замена его на закон о федеральной контрактной системе вкупе с наказаниями за заключение чиновниками сделок в пользу близких родственников, - могут оказаться эффективными. При грамотном исполнении, конечно.
Резюмируя речь президента, которая им самим подается как решительный прорыв в строну решения проблем, накопившихся в обществе, прежде всего, возникает вопрос: а готов ли Владимир Путин «подписаться» под озвученными Медведевым реформами? Ведь именно он пока имеет большой шанс занять президентское кресло уже в марте. И если готов, то почему он не предложил все эти меры сам? Тем более что неделю назад, во время «прямой линии», для этого была отличная возможность.
Интересно было наблюдать, как Дмитрий Медведев, читая свою речь, старался, чтобы его перестали воспринимать как единоросса. Все, выборы прошли, и он снова президент всех россиян, а не лидер списка одной, пусть и самой крупной партии. О ведущей роли «Единой России» в жизни страны Медведевым не было сказано ровным счетом ничего. Хотя именно эта партия, которая выгрызла себе большинство в Госдуме, должна будет принимать массу законов, чтобы реализовать озвученные Медведевым идеи.
Можно спорить, была ли эта речь только лишь «посланием Болотной площади» - реакций на рост протестных настроений в стране, или заранее разработанной «заготовкой» Медведева, чтобы «красиво» уйти с поста президента. Зато стало ясно, чем Медведев намерен занять себя до мая, когда его полномочия перейдут новому президенту, избранному в марте. Он будет контролировать разработку и внесение в Госдуму законов о политической реформе.
Правда, один четкий сигнал в сторону граждан, недовольных властью, Медведев сделал - когда он говорил, что судьба страны после марта зависит от того, как люди проголосуют на президентских выборах. Мол, если вам нравятся мои предложения, то голосуйте за «моего» кандидата (читай, Путина). Кстати, и на митинги уже ходить смысла нет.
Однако получилось, что реформы (точнее, контрреформы) Медведева - это ответ скорее на чаяния политической оппозиции. Отмену губернаторских выборов и партийные списки много лет критиковали, прежде всего, профессиональные политики, не принадлежащие к партии власти. С другой стороны, всем кандидатам в президенты от оппозиции теперь придется пытаться «перелибералить» Медведева – придумывать такие предвыборные обещания, которые по привлекательности превзошли бы идеи действующего главы государства.
На гражданских активистов, которые вышли на Болотную и многие другие площади по всей стране, эффектная речь Медведева вряд ли произведет особое впечатление. Что говорить, если даже некоторые депутаты, выходя из Кремля, между собой комментировали услышанное в таком духе: «Да кто он, Медведев? Решать все равно все будет Путин. Все это несерьезно. Посмотрим, будет вообще что-то сделано или нет».
Сомнения в том, что инициативы Медведева будут претворяться в жизнь четко, быстро и в полном объеме, лишь подтверждаются важным кадровым решением, обнародованным в то время, как он читал свою речь. Главой администрации президента стал Сергей Иванов (вице-премьер, курировавший в правительстве военно-промышленный комплекс). Иванов, который, напомним, как и Медведев, считался «преемником Путина», пока не давал ни одного повода заподозрить его в либерализме и приверженности идее, что с обществом надо выстраивать хоть какой-нибудь диалог.
Обманутые избиратели так и не услышали (и уже не услышат) главного – признания, что выборы прошли нечестно. Ни отставки одиозных министров, ни отказа тратить бюджетные деньги на не менее одиозные молодежные политические организации, общество от действующей власти также уже не дождется. И никакими прозрачными урнами и перетряхиванием ЦИКа обиду несогласных граждан не успокоить. Наоборот, Медведев, вслед за Путиным, продолжает говорить про «руку Запада», которая мутит воду у нас в стране. Эти мантры только разжигают протест.
Кроме того, мы помним, что все годы возведения «путинской вертикали» Медведев был не просто частью системы, а прорабом этого строительства. Помним, как еще недавно он сам признавался, что нынешний порядок назначения губернаторов был разработан им лично. Как же получилось, что его позиция кардинально изменилась, и теперь он говорит, что «ради модернизации» надо все отменить?
Более того, обычно человек, чью прежнюю работу глава государства расценивает как ненужную и малоэффективную, уходит в отставку. В нашем случае такой человек баллотируется на пост президента.
Наконец, самое главное. Медведев, чтобы эту его речь услышали и поверили в нее, должен был произнести ее не в 2011-м, а в 2008 году.
Евгений Евдокимов