Posted 2 декабря 2011, 13:57
Published 2 декабря 2011, 13:57
Modified 1 апреля, 03:45
Updated 1 апреля, 03:45
МОСКВА, 2 декабря. Потерпевшие в результате трех российских авиакатастроф подали иск о признании незаконными подзаконных нормативных актов, регламентирующих деятельность Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Об этом «Росбалту» заявил адвокат потерпевших Игорь Трунов.
По его словам, правительство РФ в нарушение действующего законодательства, Конституции РФ и международных норм права наделило МАК чрезмерными функциями и полномочиями. «Свершилась мечта любого чиновника - руководство МАК защищено от судебного преследования, пользуется дипломатической неприкосновенностью! - сказал Трунов. - Таким иммунитетом не обладает даже президент – ведь в отношении него может быть объявлен импичмент, заменяющий суд». Еще более вызывающим известный адвокат называет тот факт, что глава МАК Татьяна Анодина четко аффилирована в авиабизнесе: владеет 3% акций компании «Трансаэро», а также состоит в родстве с ее главой Ольгой Плешаковой. «Получается, что и глава «Трансаэро» не может быть привлечена к ответственности перед МАК», - удивляется Трунов.
Иск в Верховный суд подали потерпевшие в трех авиакатастрофах: пермской в 2008 году, петрозаводской 20 июня 2011 года и ярославской 7 сентября 2011 года. В иске указывается, что в соответствии с Указом президента от 05.08.1992 № 439, постановлением правительства РФ от 23.04.1994 № 367 и от 07.04.1995 № 316, а также Соглашением между правительством РФ и МАК об условиях его пребывания на территории РФ от 20.10.1995, должности руководителей и сотрудников МАК приравнены и наделены полномочиями федерального министерства и установлена обязательность решений МАК для всех органов России.
По сути, МАК является министерством авиации и следственным комитетом авиапроисшествий, поясняет Трунов. При этом преференции МАК выходят за рамки обычных для госорганов. Так, помещения МАК и его имущество неприкосновенны. Здесь не применяется законодательство РФ. Имущество МАК, находящееся на территории Российской Федерации, пользуется иммунитетом в отношении обыска, реквизиции, экспроприации, конфискации или иных форм судебного вмешательства. МАК освобождается от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории Российской Федерации. «Сертификация только одного самолета, которые проводит МАК, стоит примерно $3 млн, - отмечает Трунов. - Председатель МАКа и его заместители пользуются иммунитетом – то есть «не подлежат судебной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей». Должностные лица МАК в отношении себя и членов своих семей имеют дипломатические привилегии и иммунитеты, который сохраняется и после прекращения их службы в МАК.
При этом международное соглашение, на основе которого создан МАК, подписанное главами стран СНГ в декабре 1991 года, должно было быть ратифицировано в форме принятия отдельного федерального закона, которого нет, считает Трунов. Другими словами, почти 10 лет существует незаконный орган, поначалу созданный как временный, исполняющий важнейшие государственные полномочия в области нормирования летной годности воздушных судов, годности к эксплуатации аэродромов, а также расследования авиационных происшествий.
В обоснование иска также приводится информация о том, что глава МАК Татьяна Анодина владеет 3% акций компании «Трансаэро». «Какое уж тут объективное расследование, если должны вести расследование против собственной компании, и при этом ее руководство и руководство МАК обладает иммунитетом от судебного преследования и дипломатической неприкосновенностью?!», - возмущается Трунов.
«Безусловно, Трунов прав – деятельность МАК не вписывается в международную практику, - говорит гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак. - Я желаю подателям иска всяческого успеха». В международной практике авиационные происшествия расследуют национальные авиационные власти и надзорные органы – например, ФБР в США, поясняет он. МАК же не только заменяет собой эти органы, но и ведет деятельность по сертификации воздушных судов и их компонентов. Уже этого достаточно, чтобы возникли сомнения в беспристрастности экспертов, решающих, что в катастрофе виноват пилот, а не, например, неисправность двигателя.
Необходим единый государственный орган по надзору в авиации и независимый экспертный орган, а расследованием должны заниматься следственные органы, полагает Трунов. «Возможно, есть смысл сделать более независимой деятельность по расследованию и по сертификации», - соглашается с ним главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Как признается Трунов, главная цель иска - лишить МАК неоправданных привилегий и преференций. В том числе, ведущих к конфликту интересов внутри ведомства, а также дающих возможность предоставлять преимущества тем или иным авиакомпаниям. «Может быть, и вправду есть смысл запретить иметь акции авиакомпаний руководителям надзорных или расследовательных органов», - соглашается с Труновым Роман Гусаров.