Posted 29 ноября 2011, 15:15
Published 29 ноября 2011, 15:15
Modified 1 апреля 2024, 03:49
Updated 1 апреля 2024, 03:49
Ответственность за нанесенный по Израилю ракетный удар возложена на ливанское руководство. Между тем, эксперты не исключают, что спровоцировать столкновение было выгодно официальному Дамаску, чтобы отвлечь международное внимание от ситуации в Сирии.
В ночь на вторник северные районы Израиля подверглись ракетному обстрелу со стороны Ливана. Снаряды разорвались в населенных пунктах западной Галилеи, попав в пустующие здания. Пострадавших от артобстрела нет, но причинен материальный ущерб. Израильская сторона открыла ответный артиллерийский огонь по ливанской территории, атаковав сектор, откуда были выпущены ракеты. Израильские снаряды также нанесли материальный ущерб, но сведений о жертвах среди мирных граждан не поступало.
Министр по защите тыла и замминистра обороны Матан Вильнаи возложил ответственность за обстрел на ливанское правительство. При этом, командующий Временными силами ООН в Ливане (ВСООНЛ) Альберто Асарта срочно связался по телефону с ливанским и израильским военным командованием, потребовав принять меры к недопущению срыва режима прекращения огня на совместной границе. Он сообщил, что патрули миротворцев и ливанских военнослужащих обследуют приграничную местность, откуда были произведены ранним утром залпы в сторону Израиля.
Естественно, что по обе стороны более-менее спокойной до этого границы сразу же повысился уровень напряженности. Напомним, что Летом 2006 года Израиль воевал на территории Ливана с боевиками движения «Хизбалла».Тогда жертвами конфликта, получившего название Вторая ливанская война, стали 1,2 тысячи ливанцев и более 160 израильтян. С тех пор на севере Израиля сохранялось относительное спокойствие. Несколько раз его нарушали единичные ракетные пуски, в причастности к которым подозревались небольшие палестинские группировки. А самым серьезным послевоенным инцидентом стала перестрелка между регулярными частями израильской и ливанской армий в 2010 году.
Ранее израильские военные предполагали, что за ракетными обстрелами севера страны стоят мелкие палестинские группировки, а не ливанское движение «Хизбалла», которое располагает значительно более внушительным военным потенциалом. Однако сейчас в Телль-Авиве не исключают, что артобстрел израильской территории был произведен по заказу Сирии или Ирана, поскольку официальный Дамаск якобы заинтересован в том, чтобы отвлечь международное внимание от внутрисирийской ситуации, а Тегеран заинтересован отреагировать на серию взрывов на своей территории, устроенных якобы израильским «Моссадом».
При этом не похоже, чтобы в Бейруте были заинтересованы в эскалации напряженности на ливийско-израильской границе, хотя израильские военные и утверждают, что террористические организации, базирующие в Южном Ливане и секторе Газы, координируют свои действия и способны наносить болезненные удары по территории Израиля. В частности, по данным израильской военной разведки, ХАМАС принял на вооружение ракеты дальнего радиуса действия, и достигать не только Тель-Авива, но и Нетании. «Хизбалла» же еще во время Второй ливанской войны показала свои возможности обстреливать весь север Израиля.
Как отметил в беседе с «Росбалтом» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, «провоцирование войны с Израилем для «Хизбаллы» означает физическое уничтожение ее лидеров, и не понимать этого шейх Насралла не может. (Сейед Хасан Насралла - лидер военизированного движения «Хизбалла» - прим. «Росбалт»). В предыдущие годы – война 2006 года - он уже «нарушал конвенцию» и вряд ли он настолько устал жить, чтобы идти на конфликт с израильскими спецслужбами», - отметил Сатановский.
При этом эксперт поддержал «сирийскую версию». «Это единственная страна, которой нужно, чтобы произошел удар по ливанской территории. Нужно втащить «Хизбаллу», которая не хочет поддерживать ни ливанцев, ни сирийцев в их «разборках» с Израилем в конфликт», - считает собеседник «Росбалта». При этом, как он полагает, «учитывая то, что регион просто нафарширован оружием», ракеты могли быть выпущены не по прямому указанию из Дамаска, а «это мог сделать кто угодно из местных полевых командиров».
Очевидно, что возможный военный конфликт с Израилем будет иметь катастрофические последствия для Ливана. Но исключать возможность провокации не стоит. К слову, в пользу такой версии может свидетельствовать и ужесточение позиции Турции по отношению к Сирии. Глава турецкой дипломатии Ахмет Давутоглу, выступая в эфире национальной телекомпании, дал понять, что Анкара не склонна рассматривать возможность военного вторжения в Сирию, однако «готова к любому развитию сценария». В Дамаске это могли расценить как намерение турецкого руководства вступить в открытый военный конфликт с Сирией и принять соответствующие меры для отвлекающего маневра.
При этом сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о необходимости прекратить говорить с Сирией ультиматумами. По словам министра, «все государства, включая и те, кто сейчас требует начать какие-то действия против Сирии, проявили совершенно иной подход в отношении Йемена, где месяцами длились переговоры по согласованию мирного плана». «Такого же подхода требует и сирийская проблема, потому что ультиматумами, к которым сейчас пытаются прибегать некоторые государства, в том числе и члены Лиги арабских государств, эту проблему не решить», - сказал Лавров. В то же время, министр высказался против предложений о введении эмбарго на поставки оружия в Сирию и призвал учесть уроки Ливии, где эмбарго применялось только в отношении поставок вооружения для ливийской правительственной армии.
Москва также собирается поставить в Сирию некоторые виды вооружений. Израильские военные утверждают, что и это оружие может попасть в руки террористов, однако российские власти не разделяют этих опасений.
Дмитрий Пановкин