Posted 22 ноября 2011, 12:40

Published 22 ноября 2011, 12:40

Modified 1 апреля, 03:56

Updated 1 апреля, 03:56

Неуклюжие санкции только укрепляют Тегеран

22 ноября 2011, 12:40
Как это ни парадоксально, чем сильнее Запад будет давить на Иран, тем больше он будет играть на руку режиму Ахмадинежада и подталкивать его к реальным действиям по созданию ядерного оружия, полагают эксперты.

Новые санкции, введенные рядом государств в отношении Ирана, не окажут серьезного влияния на экономику этой страны, но только подтолкнут ее к форсированию возможной работы по созданию ядерного оружия и укреплению режима Ахмадинежада.

«Моя администрация предприняла шаги по увеличению цены, которую Иран платит за свои действия», - заявил в Вашингтоне нобелевский «миротворец» президент США Барак Обама и подписал соответствующий указ, согласно которому иранские нефтяные и химические компании вносятся в американский «черный список». Таким образом, Америка продолжила расширять список санкций в отношении Тегерана, запретив американским гражданам и компаниям вести бизнес с представителями нефтехимической индустрии исламской республики.

Отметим, что призывы ввести дополнительные санкции стали звучать после обнародования нового доклада МАГАТЭ относительно ядерной программы Ирана. Несмотря на то, что доклад, как было признано на экспертном и официальном уровне во многих странах, не содержит новых, ранее неизвестных фактов, в МАГАТЭ решили, что если Иран до 2003 года вел работы, направленные на создание ядерного оружия, «подобная деятельность может иметь место и сегодня».

Исходя из этого, Запад развернул против Тегерана масштабную экономическую и психологическую войну. Так, говоря о санкциях, госсекретарь США Хиллари Клинтон сказала, что Вашингтон «начинает дипломатическую кампанию по всему миру с целью призвать другие страны переключиться с приобретения иранской продукции нефтепереработки и найти себе других поставщиков».

Между тем, как уверяют эксперты, запущенный США пропагандистский маховик уже трудно остановить. Вокруг Ирана продолжает создаваться атмосфера недоверия с целью того, чтобы мировое сообщество поверило в намерения официального Тегерана обладать ядерным оружием. Что же касается экономических санкций, то по мнению директора Центра по изучению современного Ирана Раджаба Сафарова, «ранее введенные с одобрения резолюции СБ ООН экономические санкции не только не ослабили экономические возможности Ирана, но, наоборот, послужили катализатором для задействования собственных ресурсов».

«Критические последствия энергетической блокады уже позади. Иран стал самодостаточным государством. Активного недовольства населения режимом не наблюдается, оппозиция не выводит людей на улицы, остается формировать общественное мнение, зацепившись за обвинения Ирана в несоблюдении положений МАГАТЭ», - сказал Сафаров «Росбалту».

Такого же мнения придерживается и директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. По его словам, Иран готов к введению дополнительных санкций. «Более того, в Тегеране не просто пассивно наблюдают за происходящим, но реализуют политику противодействия этим санкциям», - уточнил Евсеев в беседе с «Росбалтом».

Экономически Иран во многом переориентировался на другие государства: у него есть стратегические партнеры. Наиболее крупным из них в настоящее время является Китай, который не только закупает там нефть, но и осуществляет большое количество различного рода проектов. Кроме этого, Иран пытается расширить свои контакты в Африке.

По мнению экспертов, сейчас Иран напоминает СССР семидесятых годов: страна обладает достаточным количеством ресурсов и вполне в состоянии обеспечить свое население самым необходимым. Нет условий для «цветных» революций, оппозиция существует в рамках, предложенных действующей властью. Кроме того, не стоит забывать и о таком серьезном психологическом факторе, как национальная гордость, которую сильно ущемляют различные санкционные ограничения, вводимые западными странами. «Иранское руководство просто и доступно показывает народу, что в ухудшении материального положения виноваты США», - отмечает Валерий Евсеев. Таким образом, как это ни парадоксально, экономические и политические действия США и других стран, только укрепляют режим Ахмадинежада.

«Если США и их союзники увеличат давление на Тегеран путем расширения действующих односторонних санкций, Иран может продолжить сотрудничество с МАГАТЭ, но по мере политизации деятельности агентства будет ограничивать его масштаб. Такое развитие событий не ведет к катастрофическим последствиям, но позволяет Ирану все ближе подходить к той «красной черте», за которой вопрос о создании ядерного оружия находится только в политической плоскости», - полагает Евсеев.

Тем не менее, официальные круги в США, Франции, Германии, Великобритании, Израиле продолжают упорно рассчитывать на то, что Тегеран не выдержит и предпримет какие-то резкие шаги, которые можно охарактеризовать как «угрожающие», чтобы оправдать новый и весьма жесткий пакет экономических санкций, прощупать устойчивость иранской власти и потенциал иранской твердости. Как отметила недавно в ходе состоявшегося в Москве видеомоста с Тель-Авивом директор проекта по контролю над вооружениями, старший научный сотрудник Института по национальной безопасности доктор Эмили Ландау, Иран вкладывает максимум усилий в создание расщепляющих материалов. Поэтому санкции – «лучший способ заставить Иран отказаться от усилий по созданию ядерного оружия».

Между тем, в Москве считает, что постоянное наращивание санкций против Тегерана давно вышло за рамки решения «нераспространенческих» задач в контексте иранской ядерной программы. Как говорится в заявлении российского МИД, Россия «рассматривает подобные экстерриториальные меры как неприемлемые и противоречащие международному праву». «Усиление санкционного давления, что для некоторых наших партнеров становится едва ли не самоцелью, не будет способствовать повышению готовности Ирана сесть за стол переговоров», - заявляют российские дипломаты.

Напомним, что «шестерка» международных посредников, в состав которой входят Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения. Переговоры были прерваны в 2009 году, когда Совет управляющих МАГАТЭ осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана и призвал Тегеран подтвердить, что «не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены агентством».

Ситуация вокруг иранской ядерной программы Ирана вновь обострилась после того, как 11 февраля 2010 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана. США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Дмитрий Пановкин

Подпишитесь