Posted 12 октября 2011, 12:24
Published 12 октября 2011, 12:24
Modified 1 апреля, 04:41
Updated 1 апреля, 04:41
К гражданам России, осужденным за экстремизм, будут применять те же санкции, что и к педофилам: им запретят работать с детьми и открывать свой бизнес. Соответствующий законопроект в Госдуму внес президент Дмитрий Медведев. Эксперты уже высказывают опасения по поводу практики применения такого закона в связи с расплывчатым определением в действующем законодательстве самого понятия «экстремизм».
Запрет на профессию педагога коснется граждан, уличенных в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. По ныне действующему закону, доступ к работе с детьми закрыт только для педофилов. Например, им запрещено устраиваться на работу в школы, детсады, спортивные секции, а также летние оздоровительные лагеря. Закон также велит каждому кандидату в педагоги приносить справку из полиции о том, что он никогда не привлекался к уголовной ответственности за сексуальные преступления против малолетних.
По аналогии с педофилами, экстремистам также запретят открывать свой бизнес, если он связан с организацией обучения или отдыха детей. Как отмечается в пояснительной записке к президентскому законопроекту, введение подобного запрета позволит «исключить возможность проведения незаконной агитации и склонения детей и молодежи к совершению противоправных действий экстремистской направленности».
«Те события, которые происходили в стране за последний год, свидетельствуют, что профилактика преступлений экстремистской направленности недостаточна», - согласился с точкой зрения Дмитрия Медведев глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин. Комментируя по просьбе «Росбалта» инициативу главы государства, он отметил, что ситуация, которая сложилась в некоторых российских регионах, требует ужесточения ответственности за экстремизм. «Нам пока не удается полностью предотвратить случаи проявления неуважения к людям по национальному признаку, даже с учетом того, что наша страна столетиями своей истории подтвердила, что мы можем жить в единстве народов», - заявил Плигин.
Опасения по поводу практики применения новых санкций в беседе с «Росбалтом» высказала депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина. Она обратила внимание на слишком широкую трактовку действующим законодательством самого понятия «экстремизм». «Сегодня практически любое высказывание, вплоть до призыва борьбы с коррупцией или цитирования Ленина, Сталина и Фиделя Кастро, можно подогнать под экстремизм. При этом вас потом скажут, что вы призывали к свержению существующего строя», - заметила Останина. Вслед за этим депутат вспомнила личный опыт, когда суд взыскал с нее 500 тыс. рублей только за то, что она как-то осмелилась публично назвать одну из областей России «регионом страха».
Действующий закон разрешает расценивать как экстремизм любое преступление, от побоев до убийства, в том случае, если оно совершено «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды по отношению к какой-либо социальной группе». Именно эти квалифицирующие признаки (отражающие не столько действия, сколько помыслы человека) депутаты уравняли несколько лет назад с такими отягчающими обстоятельствами совершения преступлений, как особая жестокость, корысть и т.п.
И все бы ничего, только до сих пор так и не ясно, что считать, к примеру, «враждой по отношению к социальной группе» или «идеологической ненавистью»?
«Допустим, я считаю враждебной себе Западную Европу, которая отступилась от ценностей христианства, на базе которых возникла. Или мне враждебны действия «олигархов» как социальной группы» - высказал ранее недоумение по этому поводу в беседе с «Росбалтом» депутат Госдумы от КПРФ Владимир Никитин. Если трактовка верна, то под подозрением в экстремистской деятельности может оказаться любой, делает вывод депутат.
Впрочем, сейчас к ответственности за так называемые экстремистские преступления и так все чаще стали привлекаться блогеры и гражданские активисты, которые разжигают «ненависть и вражду», высказывая, например, критические суждения в адрес таких «социальных групп» как МВД, ФСБ и ФСИН. Так, в марте этого года к условному лишению свободы был приговорен старший преподаватель Тюменского университета Андрей Кутузов, который выступил одним из организаторов митинга против злоупотреблений работников полиции. Вслед за этим он был уволен из университета.Теперь, в случае принятия президентского законопроекта, Кутузов уже никогда не сможет вернуться на преподавательскую работу.
Мария Шувалова