Posted 24 сентября 2011, 19:57
Published 24 сентября 2011, 19:57
Modified 1 апреля, 05:02
Updated 1 апреля, 05:02
На съезде Коммунистической партии РФ, естественно, не могло произойти ничего похожего на те эпохальные события, что имели место на съезде правящей партии. Поскольку в субботу, 24 сентября, проходило одновременно несколько партийных съездов, горячие новости с мероприятия «Единой России» где-то в середине дня долетели до оппозиционных форумов. И везде вызвали предсказуемую реакцию.
Глава КПРФ Геннадий Зюганов сказал журналистам то, что и должен был, как оппозиционный лидер. По его словам, произошло то, что и ожидалось: тандем Путина и Медведева неминуемо должен был сохраниться. Но предпринятая ими простая рокировка ничего стране и народу не даст, поскольку за четыре года медведевского президентства «ничего существенного не сделано». Зюганов также добавил, что «тень Путина уже не спасает «Единую Россию», - имея, очевидно, в виду, что премьер решил отмежеваться от теряющей популярность партии. Но пространных объяснений коммунистический лидер давать не стал и с достоинством направился продолжать работу съезда.
Само же партийное мероприятие проходило четко по заданному и давно сложившемуся плану: отчетный доклад – прения – голосование. В перерыве обед, в конце – «Интернационал». Дисциплина. И место уже традиционное – юго-западный пригород столицы, город Московский: и зал снимать недорого, и ехать все-таки не очень далеко.
Между тем, кое-что любопытное на 14-м внеочередном съезде КПРФ заметить было можно. Человек, которому не впервой бывать на коммунистических мероприятиях, вполне мог уловить: российские коммунисты становятся все более искушенными в ораторском искусстве. А это для политиков не пустяк.
Отчетный доклад председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, которого публика знает как суховатого мастера аппаратных игр, порой мило косноязычного и, в общем, не оратора, на этот раз был прямо-таки насыщен риторическими фигурами. И говорил докладчик живо, с выражением – то, что он иногда ставил не там ударения, не могло умалить достоинств речи. Тем более что это была речь «народного заступника».
В самом начале Зюганов с еле заметной добродушной иронией сообщил, что съезд посетил председатель Центризбиркома Владимир Чуров, однако занять свое место в президиуме он вежливо отказался, предпочтя присутствовать сугубо как частное лицо. Это сразу задало живой тон. Сам Чуров уехал после зюгановского доклада куда-то на другой съезд, что также было отмечено ироническими репликами в прениях: все-таки ЦИК и оппозиция находятся в отношениях, далеких от идиллии.
Затем перешли к сути дела. Зюганов начал с воспоминаний о роковой для Советского Союза осени 1991 года, от которой нас отделяют ровно двадцать лет. Он назвал август 1991-го «отчаянной попыткой представителей высшего советского руководства спасти СССР», которая не удалась, поскольку «Запад уже тогда применил оранжевые технологии», а вскоре «запрет КПСС вырвал стержень из единого государства».
Сегодняшняя Россия, по мысли Зюганова, отброшена назад, на уровень XVII века, когда за границей для нас находились и Украина, и Белая Русь, - а в чем-то и на уровень века XIV, к моральной депрессии времен ордынского ига.
Ответственность за крах советской экономики Геннадий Зюганов возложил на последнего главу СССР Михаила Горбачева. Однако и компартия, по его словам, «получила урок ответственности», проиграв разрушителям. «В 1991 году массовые демонстрации в поддержку советской власти могли бы поставить все на свои места, - сказал глава КПРФ. – Но тогдашние товарищи разучились понимать улицу».
Далее, по оценке Зюганова, «пик развития олигархического капитализма был пройден в середине 2000-х», когда «партия власти, оплыв жиром, не стеснялась показывать свои толстые карманы». С кризисом 2008 года «началось массовое отрезвление», которого уже не могло отменить новое повышение нефтяных цен. Вообще, в оценке экономических перспектив Зюганов был крайне пессимистичен и не оставил власти – а с ней и стране - надежд защититься от новой волны всемирного кризиса, который неизбежно разрушит нынешнее подобие благополучия.
Отсюда – предвыборный расклад. Программа КПРФ в кратком изложении ее лидера включает следующие основные пункты. Национализация олигархической собственности (при лояльности к мелкому и среднему бизнесу), всех сырьевых отраслей, металлургии, железнодорожного транспорта и авиации, крупнейших банков, – и как естественное продолжение - новая индустриализация. Конфискация имущества воров и взяточников. Прогрессивный подоходный налог. Выделение 10-15% бюджета на поддержку сельского хозяйства и 10% на образование. Повышение финансирования науки в два раза, а стипендий аспирантам и докторантам – в четыре. В целом, доходы населения после реализации программы КПРФ должны вырасти втрое.
В политике обещано возвращение выборов всех органов власти, включая губернаторов и мэров. Во внешней политике – новые приоритеты, дружба, прежде всего, с КНР, КНДР и СРВ. В области идеологии – «русская тема без ее опошления национализмом».
Можно очень по-разному относиться к зюгановским тезисам. Можно отметить ряд внутренних противоречий и поймать докладчика на популизме. Но нельзя отрицать, что речь коммунистического лидера была живой, наступательной, по-своему логичной и привлекательной для очень многих. Независимо от того, кто именно писал доклад.
Выступления в прениях тоже посвежели, что вряд ли можно поставить в заслугу какому-то одному спичрайтеру. «После введения платной рыбалки наш электорат пополнился рыбаками, а после лицензий на такси – таксистами», - поведал первый секретарь курского обкома КПФР Николай Иванов, добавив, что предложение Дворковича об отмене стипендий привело к коммунистам многих студентов.
Кинорежиссер Владимир Бортко немного странно сосредоточился на воспоминаниях о луноходах и атомных ледоколах, прославивших советскую державу, а затем добавил: «В кино нужен государственный протекционизм, но для этого нужен социализм». Последняя фраза объясняет, почему многие деятели искусств так охладели к демократии.
То же относится и ко многим ученым. Нобелевский лауреат, академик Жорес Алферов вспомнил, как в послевоенные годы он, будучи студентом на повышенной стипендии плюс лаборантом на полставки, чувствовал себя далеко не бедным человеком. «Главная проблема – невостребованность научных результатов, - подчеркнул Алферов. – Когда наука нужна, деньги на нее есть».
Не все выступления можно назвать удачными. Секретарь ЦК КПРФ Александр Кравец, поставленный на омский обком, воздал несколько рискованные славословия вождю. «Интервью Геннадия Андреевича «Вестям-24» я слушал, затаив дыхание, - сообщил Кравец. – Я в Омске смотрел, как он работает, - это вызывало восхищение». Даже если и так, у многих слушателей такие речи могут вызвать эмоции, от восхищения очень далекие.
Ну, и, собственно, повод для съезда – выборы в Госдуму 4 декабря. 234 делегата абсолютным большинством голосов утвердили партийный список из 597 человек. Первая тройка: Геннадий Зюганов, за ним адмирал-коммунист Владимир Комоедов, которого прочат в будущие министры обороны. А третий номер – 34-летний Юрий Афонин, одновременно депутат Госдумы, первый секретарь тульского обкома КПРФ и лидер нынешнего комсомола.
Далее, в первой десятке Жорес Алферов, женщина-космонавт №2 Светлана Савицкая, которую коммунисты очень ценят как специалиста по всей авиации. Два опытных партийных деятеля – конечно, заместитель Зюганова Иван Мельников, который руководит подготовкой к выборам, и Владимир Кашин, отвечающий за работу с протестными настроениями масс. Два молодых партийца – секретарь по идеологии Дмитрий Новиков и глава осетинской республиканской организации Казбек Тайсаев. И новая фигура – генерал армии Виктор Черкесов, которого Зюганов особенно уважает за то, что не пожелал возглавить ельцинскую ФСБ.
Режиссер Владимир Бортко выдвинут в Санкт-Петербургской региональной группе. В Московской же группе – его театральный коллега Николай Губенко, он же вице-спикер Московской городской думы, и его коллеги-депутаты Андрей Клычков и Вадим Кумин, а также депутат Госдумы Олег Смолин.
Из прочего, сказанного в ходе съезда, следует отметить, что «средний» кандидат от КПРФ «помолодел на 10 лет» по сравнению со списком, выдвинутым ею же на выборах 2007 года. И то, что партия выставляет на выборах полмиллиона наблюдателей – по пять человек на каждый избирательный участок РФ. В общем, коммунистическая оппозиция, пожалуй, крепнет. Ну, а уж какие проблемы с нею получит власть, покажут выборы.
Леонид Смирнов