Posted 5 сентября 2011, 16:17
Published 5 сентября 2011, 16:17
Modified 1 апреля 2024, 05:29
Updated 1 апреля 2024, 05:29
Иван Охлобыстин идет в президенты, князь Трубецкой – в директора (а может и в депутаты), Михаил Прохоров создает «теневое правительство» из одному ему известных бизнесменов. В политику ринулось огромное количество «новых» людей. Правда, есть подозрение, что весь этот парад личностей в итоге окажется маскарадом, под прикрытием которого в Госдуму 4 декабря будут избраны привычные персонажи и партии, в Кремль вернется Владимир Путин или же там останется Дмитрий Медведев, а в правительстве сохранят свои посты даже наиболее непопулярные министры.
Главной новостью Рунета в понедельник стало самовыдвижение актера, священника, шоумена и журналиста Ивана Охлобыстина, который даже стал персоной номер два в русскоязычном сегменте микроблога Twitter. «В ходе долгих размышлений мы пришли к убеждению, что я буду баллотироваться в президенты Российской Федерации», - сказал Охлобыстин на пресс-конференции в Москве. «Это правда, это абсолютно серьезно», - уверяет он. И заявляет, что не боится, что кого-то эта новость встревожит, а кого-то и насмешит.
По мнению актера, который не так давно попросил патриарха избавить его от сана священника, залогом победы на выборах станет намерение «предложить отчизне некий философско-идеологический концепт, которого не хватает». Где взять на предвыборную кампанию деньги, он еще не думал - «это должно по воле Божией решаться государством».
При этом Охлобыстин подчеркнул: для того, чтобы «приступить к процессу серьезно», ему нужно «хотя бы молчаливое одобрение церкви». Если она такового не даст, «это будет странно, так как Церковь десятилетиями шла к тому концепту, который я хочу предложить», отметил новый претендент на президентский пост. Однако Русская православная церковь официальное «вето» на выдвижение Охлобыстина все же наложила. «И в Основах социальной концепции Русской православной церкви, и в одном из документов Архиерейского собора 2011 года говорится о том, что священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней», - заявил порталу «Интерфакс-Религия» глава синодального Отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, это правило «естественным образом распространяется на выборы президента».
Так что теперь вопрос лишь в том, остановит ли позиция РПЦ известного шоумена, который считается в «гламурных» кругах «опасным интеллектуалом» и человеком, который «читает книжки», а также знаменит тем, что у него шестеро детей (весьма нехарактерно для современной российской элиты, если учесть, что все они были рождены в одном браке). Эти, равно как и другие особенности биографии Охлобыстина, который стал из персонажа «широко известного в узких кругах» более-менее широко известным еще в начале 1990-х, после создания журнала «Столица», заставляют предположить, что и прямой запрет РПЦ его не остановит.
По мнению большинства экспертов, причина в том, что Охлобыстин вовсе не собирается баллотироваться, а просто чувствует момент – в политике сформировался запрос на «свежие» лица, от старых политиканов все устали. На этом можно сделать неплохой пиар, и Охлобыстин, как актер, режиссер, журналист и шоумен, не может этой возможности упустить.
Впрочем, "выдвижение" Охлобыстина - просто квинтэссенция процессов, которые идут сегодня в российской политической сфере. Первый и самый яркий пример перемен, которые не произойдут – это "Общероссийский народный фронт" Владимира Путина, который должен был «подвинуть» «Единую Россию». В итоге премьеру придется включать в партийные списки представителей ОНФ собственноручно, причем большинство из них в реальности давно и плодотворно работали с единороссами.
Другой пример – «теневое» правительство Михаила Прохорова. Там тоже «новые» лица. Правда, новые они исключительно для народа, а лидер «Правого дела» знает большую часть из них давно – в основном, по бизнесу. Но для широких масс это люди неизвестные. Например, все знают «Аптеки 36,6», но мало кто знает их «основателя» Артема Бектемирова. Многие слышали про «Росбанк», но немногие - про его бывшего главу Евгения Иванова.
Это, в отличие от истории с Охлобыстиным, пример явно негативный. Актер и шоумен скоро дает концерт в «Лужниках», у него, наверное, не распроданы билеты – а теперь их расхватают как «горячие пирожки». Прохоров же предлагает публике тех, кого сам он хорошо знает – народ же не знает совсем и вряд ли полюбит, как бы этого ни хотелось олигарху-политику. Охлобыстин создает, пользуясь бизнес-языком, зонтичный бренд и использует политически активную аудиторию, чтобы расширить потребление своего продукта – шоу. А Прохоров, формально предлагая новые лица, наоборот, сужает свою аудиторию до топ-менеджеров крупных компаний и журналистов бизнес-отделов деловых изданий. И «правые» на таком псевдопиаре только теряют.
В отличие, кстати, от псевдонационалистов из «Родины – Конгресса русских общин» Дмитрия Рогозина, которые должны 23-24 сентября с помпой влиться в списки «Единой России» и Народного фронта. Рогозин, как опытный политик и шоумен (не хуже Охлобыстина), на выходных сделал промоушен своему движению, сообщив, что в него войдут потомки русских «классиков», то есть аристократии духа и российской аристократии по праву рождения. Мол, в работе его организации примут участие потомки Пушкиных, Крыловых и других дворянских семей, которые сейчас находятся в эмиграции.
Кто они такие, и почему их участие в судьбе России важно для страны – неизвестно. Но заявление, согласитесь, звучное. Не то, что у Михаила Прохорова. Пушкин - он и с Охлобыстиным, даже в наше нелегкое для русской словесности время, потягаться может. Так что заявление Рогозина запомнится. И неважно, что в реальности активный деятель будет только один – князь Александр Трубецкой, который как раз сейчас получает российское гражданство, чтобы войти в совет директоров «Связьинвеста» как независимый директор, да и вообще настолько тесно связан с российской властью, что уже заслужил в прессе не один нелестный отзыв. Некоторые даже обвиняют его в плохо скрываемом лоббизме определенных бизнес-интересов.
Но ведь кто это знает? Практически никто. А фамилия Трубецкой рядом с фамилией Пушкина звучит замечательно красиво и очень по-русски. Найти бы еще какого-нибудь Голицына-Толстого в качестве идеального дополнения списка, и Дмитрий Рогозин может быть доволен – его затея удалась. Все заметили и оценили.
Однако итог этой истории достаточно грустен. Все описанные случаи – и казус Охлобыстина, и теневое правительство Прохорова, и Всемирная русская дума Дмитрия Рогозина, равно как ОНФ – примеры имитации настоящей политической жизни и расширения существующей политической элиты в России. Реальный список «властителей страны» остается все таким же коротким, а персоны, в него входящие - непопулярными. Однако начавшийся политический маскарад позволит это скрыть - раз публика российская по-прежнему так глупа, что готова всерьез обсуждать «самовыдвижение» охлобыстиных.
Иван Преображенский