Posted 28 июля 2011, 14:19
Published 28 июля 2011, 14:19
Modified 1 апреля, 06:16
Updated 1 апреля, 06:16
ООН в 2014 году обещает поставить точку в многолетнем споре об определении границ арктических государств. Пока ученые и политики спорят о будущем региона, российские военные разрабатывают планы развертывания межвидовой группировки в Арктике. Эксперты утверждают, что с учетом усиливающегося интереса к региону стран НАТО такие меры вполне оправданы.
Подразделения Воздушно-десантных войск России могут быть развернуты в Арктике в составе межвидовой группировки, сообщают представители военного ведомства. Хотя этот вопрос окончательно не решен, но «как только проработка завершится, проект будет доложен руководству Минобороны и точка в этом вопросе будет поставлена», обещают военные. Очевидно, что подобная активность является продолжением политики Москвы, направленной на активное «завоевание» арктического региона.
Отметим, что благодаря значительным запасам углеводородов и удобным морским и воздушным маршрутам Арктика все больше привлекает к себе внимание развитых государств мира. В связи с этим обостряются споры по поводу границ экономических зон приарктических государств, а страны, не относящиеся к таковым, активно стремятся получить права на использование недр в этом регионе. Стоит отметить, что с международно-правовой точки зрения Арктика остается «ничьей». Однако ее территория периодически подвергается самозахвату, хотя согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им в регионе исключительных экономических зон шириной до 200 миль и континентального шельфа - до 350 миль. Приарктическими же государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Но на этот статус также претендуют Финляндия, Швеция и Исландия.
На международном уровне вопрос о способах разделения Арктики пока не решен. Так же как и о том, кто имеет право делить: только соседние с Арктикой страны или все государства. Но приарктические государства уже сформировали и направили в ООН свои заявки на определение границ в этом регионе. Последней в этом списке стала Дания, которая сформировала свою заявку в мае 2011 года. Сейчас же границы в регионе определены, что называется, на глаз. Например, Россия провела от Северного полюса воображаемые линии к двум крайним точкам своей территории – в районе Мурманска и Чукотки. Воды внутри такого «треугольника» объявлены российскими. Остальные четыре приарктические страны не признают эти границы России. И вот в 2014 году Организация Объединенных Наций обещает, наконец, решить многолетний спор об определении границ приарктических государств.
Между тем, пока спор не закончен, страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше положенных Конвенцией ООН 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния. Сейчас такой спор ведется, в частности, вокруг подводных хребтов Ломоносова, Менделеева и Альфа. Россия утверждает, что они являются продолжением ее континентального шельфа. Если это удастся доказать, то России может отойти морская территория площадью 1,2 миллиона квадратных километров, включая хребет Ломоносова, где много энергоресурсов. Однако здесь Москве приходится спорить с Копенгагеном, утверждающим, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии.
«Доказать это непросто, но можно», - считает заведующий лабораторией сейсмологии и геодинамики Института океанологии РАН Леопольд Лобковский. По его словам, «картина эволюции Арктики неоднозначна», но относительно хребта Ломоносова в научных кругах существует точка зрения, что он имеет континентальную природу. «Есть основания и перспективы достичь консенсуса о том, что хребет Ломоносова действительно соединяет российскую береговую линию, доходя до Северного полюса Земли», - утверждает ученый. Вместе с тем, он отмечает, что у Канады и Дании могут быть те же самые претензии, поскольку «геологическая природа подводного хребта составляет единую структурную единицу, которая в какие-то времена была присоединена к континентальной окраине Баренцева моря».
«Вопрос заключается в принятии некоей общей базы, на которой будет строиться научная система доказательств, - отметил Лобковский в беседе с «Росбалтом. - Если принимается российская система доказательств, то с ней должны будут согласиться Канада и Дания. Причина спора между учеными в неоднозначной трактовке некоторых вопросов». Вместе с тем, эксперт отметил, что «Россия сейчас готовит предложения в ООН, и уже в 2013 году должна представить свою новую систему доказательств о принадлежности шельфа».
Очевидно, однако, что интересы разных стран к арктическому региону со временем будут только возрастать, поскольку, кроме относительно недавно открытого значительного количества полезных ископаемых, которые можно добывать в промышленном масштабе, Арктика имеет важное военно-стратегическое значение. Например, там находятся удобные позиции для старта баллистических ракет систем ПРО и других элементов стратегического сдерживания. А благодаря глобальному потеплению и постепенному сокращению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в Арктике в течение значительной части календарного года.
Как отметил главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, «к российскому присутствию в Арктике нужно подходить с позиции того, что это должна быть группировка, обладающая разносторонними возможностями». По мнению эксперта, изолированно рассматривать размещение подразделений ВДВ в регионе не следует, «поскольку опираться мы должны на комплексные возможности». Прежде всего, конечно, это касается российского Северного флота, в составе которого имеются, в том числе, и атомные многоцелевые подводные лодки, способные осуществлять выполнение разноплановых задач. Второе – это возможности российской авиационной группировки, в частности, самолетов дальней стратегической авиации, таких как ТУ-160 и ТУ-95МС. Необходимо также предусмотреть возможности истребителей перехватчиков МиГ-31. «То есть должна быть предусмотрена возможность не только мониторинга ситуации, но и силового влияния в случае, если обстановка будет развиваться по неблагоприятному для России сценарию», - уверен эксперт.
Естественно, следует учитывать и возможности, которые могут предоставить военные ледоколы. И уж затем, разумеется, свою роль должна сыграть «мобильная компонента» - подразделения ВДВ, которые могут быть задействованы для решения тех или иных задач. Учитывая прогнозы ученых относительно масштабного потепления и таяния льдов в Арктике, Северный морской путь будет предоставлять возможность круглогодичной навигации. А в этих условиях претензии соседей России на доступ к транспортному коридору будут только увеличиваться. К слову, недавно главком ВМФ России Владимир Высоцкий, выступая на заседании Морской коллегии при правительстве РФ, заявил, что «НАТО обозначило Арктику зоной своих стратегических интересов». Действия стран Альянса начинают приобретать в Арктике системный, коалиционный характер, подчеркнул он. Кроме того, по словам Высоцкого, ряд стран Восточной Азии также сообща собираются отстаивать свои интересы в Арктике. В частности, речь идет о Китае, Японии, Южной Корее и «таких, всем известных, арктических странах как Малайзия и Таиланд».
Таким образом, несмотря на то, что российское руководство исключает возможность военных столкновений в регионе, чтобы дипломаты и ученые чувствовали себя уверенно на переговорах по Арктике, Москва все же должна вводить в качестве дополнительного аргумента и военную составляющую. Эксперты уверены: силы и возможности для этого есть. Главная проблема – политическая воля. Как известно, при ее наличии, Россия способна решить любые задачи в сфере геополитики.
Дмитрий Пановкин