Posted 25 июня 2011, 19:15
Published 25 июня 2011, 19:15
Modified 1 апреля, 07:00
Updated 1 апреля, 07:00
Миллиардер Михаил Прохоров возглавил «Правое дело», пообещав провести либералов в Госдуму и сделать второй по значимости партией в стране. При этом правые поспешили откреститься от собственной оппозиционности, заявив, что это слово не из их лексикона.
Внеочередной съезд «Правого дела» прошел в субботу в Москве, в Центре международной торговли, в обстановке искусственно созданных сумерек. Тьму, окутавшую зал, где собрались делегаты и гости съезда, разбавлял лишь свет прожекторов, освещавший ярким пятном фигуру каждого, кто поднимался на сцену к трибуне. В этом было что-то от булгаковской мистики, ощущение которой только усиливалось из-за сбоев в аппаратуре, которые то и дело случались на съезде в самый неподходящий момент.
Одна из таких технических заминок чуть было не помешала партийцам одобрить свой новый устав, дарующий новому лидеру партии - бизнесмену Михаилу Прохорову поистине диктаторские полномочия. «Теперь председатель партии - это наш бог, отец и воинский начальник», - известил собравшихся с трибуны член политсовета правых Борис Надеждин. По новым правилам, лидер партии сможет по своему усмотрению не только утверждать избирательные списки партии и упразднять ее региональные отделения, но и исключать из «Правого дела» членов, нарушивших устав.
Чтобы узаконить принцип единоначалия, партийцам пришлось упразднить должности трех сопредседателей, которые до сих пор занимали Георгий Бовт, Леонид Гозман и Борис Титов. Бовта в итоге включили в обновленный состав политсовета «Правого дела», остальные из этой троицы согласились остаться в партии на позициях рядовых членов. Как пояснил Гозман, именно эта рокировка позволит «развязать руки» новому руководству. К слову, сам политсовет сократился втрое - с более чем 30 до 11 членов. Наряду с Борисом Надеждиным, сохранившим свой пост, в его составе также оказались «смотрящий» от Кремля и по совместительству руководитель исполкома партии Андрей Дунаев и человек Прохорова - бывший замдиректора «Норильского никеля» Владимир Кедринский.
Почему партийцы пошли на такие жертвы, стало понятно после того, как с программной речью перед ними выступил новоиспеченный лидер партии Михаил Прохоров. Он пообещал, что на предстоящих выборах в Госдуму правые не только преодолеют избирательный барьер, но в перспективе станут второй после «Единой России», а потом и первой «партией власти» в стране. «Партий власти» должно быть как минимум две», - заверил соратников Прохоров.
Объявив единороссов главным конкурентом правых на выборах, Прохоров, тем не менее, предложил своим новым товарищам избавиться от оппозиционности. «Предлагаю исключить из нашего лексикона слово «оппозиция», поскольку оно ассоциируется не с политической партией, а с маргинальными группами, которые потеряли связь с реальностью», - заявил бизнесмен. Впрочем, в кулуарах съезда против такой постановки вопроса поспешили высказаться многие партийцы. «Нельзя стать второй «партией власти», а оппозиция - это не ругательное слово», - запротестовал, в частности, в беседе с «Росбалтом» лидер «Деловой России» Борис Титов. Между тем, более хитрая интерпретация нашлась у Леонида Гозмана. «Мы должны быть «партией власти», но которая пока в оппозиции», - извернулся он.
Более конкретно этот вопрос партийцы пообещали проработать в своей будущей программе. Таковая пока лишь в разработке, как и эмблема партии, про которую известно лишь то, что она будет выполнена в духе любимой монархистами черно-бело-золотистой гамме. Впрочем, сам Прохоров уже на съезде поспешил обрисовать контуры партийной «конституции». К примеру, правые намерены добиваться частичного возвращения в Госдуму одномандатников, отмены института полпредов, а также восстановления выборов глав регионов и, прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга.
А вот вопрос о том, вместе с кем правые будут доносить эти идеи до своего электората (ставка, по словам Титова, будет сделана на средний класс), в партии остается пока открытым. Михаил Прохоров оказался единственным новым членом, кого партийцы приняли на съезде в собственные ряды. Среди гостей съезда, кроме пары-тройки известных режиссеров и актеров вроде Павла Лунгина и Леонида Ярмольника, никто другой замечен не был. Сам же бизнесмен заявил, что не будет приглашать вступить в «Правое дело» кого-то «специально или за кем-то бегать». «Наши двери открыты для всех, кто разделяет наши взгляды», - пригласил он всех желающих, в том числе и Михаила Ходорковского, если тот успеет выйти на свободу до выборов по УДО. Вместе с тем, по информации «Росбалта», прием новых членов в партию начнется уже со следующей недели, а в списке может оказаться, в том числе, и экс-губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.
Впрочем, даже если правые прирастут новыми «звездными» именами, рассчитывать на победу они могут разве что в «швейцарском Куршавеле», заявил журналистам вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников. «Это маленькая тележка к тому вагону, который называется «Единая Россия», - считает депутат. - Правящая элита создает для нее плюшевого соперника с грозными амбициями на словах и прозападной платформой на бумаге».
Со скепсисом восприняли электоральные перспективы «Правого дела» и в незарегистрированной «Партии народной свободы» ( ПАРНАС). «Господин Прохоров прямо заявил, что «Правое дело» - это не оппозиция и что партий власти должно быть как минимум две, признав тем самым, что партия под его руководством - это ничто иное как еще один кремлевский проект», - заявил сопредседатель ПАРНАСа Владимир Рыжков.
В шансах на победу на выборах «Правого дела» уверены лишь в «Единой России». «Пока эта партия напоминает объединение бизнесменов, но я не исключаю, что мы сможем увидеть Михаила Прохорова в зале пленарных заседаний Госдумы шестого созыва», - предположил замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Юрий Шувалов. Возможность получить один «приставной стульчик» у Прохорова, действительно, есть, для этого его партии придется заручиться поддержкой хотя бы 5% избирателей. Впрочем, сам бизнесмен рассчитывает на как минимум 15%.
Мария Шувалова