Posted 26 апреля 2011, 21:36
Published 26 апреля 2011, 21:36
Modified 1 апреля, 08:31
Updated 1 апреля, 08:31
Президент Белоруссии, которого якобы не позвали в Киев на юбилей Чернобыля, грубо оскорбил главу Еврокомиссии и президента Украины. На самом деле бешенство Лукашенко адресовано Кремлю, который тянет с кредитом для Белоруссии, толкая ее власть к падению. Но обругать Медведева батька не решился.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко сделал ряд резких заявлений в ответ на вопрос о том, почему он, глава государства, сильнее всего пострадавшего от аварии на ЧАЭС, проигнорировал мероприятия по случаю 25-летия трагедии. «Задайте этот вопрос Януковичу: почему белорусский президент не присутствует на их мероприятиях. Это вы у них спросите. К сожалению, «вшивости» хватает у нынешнего руководства Украины», — заявил Лукашенко.
«Напрашиваться я ни к кому не собираюсь, и быть каким-то подпевалой я не собираюсь ни у одного президента, ни у другого», — сказал глава белорусского государства.
Прокомментировал он и публичное заявление главы Еврокомиссии Мануэла Баррозу, что тот готов участвовать в чернобыльских мероприятиях только при условии отсутствия Лукашенко.«Что касается таких козлов, как Баррозу и прочих... Ну, кто такой Баррозу? Был какой-то Баррозу в Португалии, но выгнали его и устроили в Еврокомиссию. Я меньше всего смотрю, что где кто ляпнул из европейских чиновников. Их там тысячи», — цитирует «Интерфакс-Беларусь».
Подобного рода резкости Лукашенко говорил и раньше. Так, после «Площи» он назвал «идиотами» глав МИД Германии и Польши Гидо Вестервелле и Радослава Сикорского, которые накануне выборов ездили в Минск предлагать деньги и Восточное партнерство, и, как считает сам Батька, тем самым отвлекли его внимание от готовившегося переворота. Некоторые СМИ утверждают, что тогда же Лукашенко назвал Вестервелле «мудаком». Но если на фоне неудавшегося мятежа подобного рода лексика из уст харизматичного популиста звучала органично, то с тихими посиделками в Чернобыле она не вяжется, на первый взгляд, никак.
Во-первых, Киев дипломатично развел во времени не только встречу с представителми Запада и с Лукашенко – Медведева на встречах Януковича с Баррозу и Бжезинским 19 апреля тоже не было. Так что приехать 26-го и пообщаться с коллегами по СНГ Батьке было бы не обидно.
Во-вторых, нет информации, что Медведев и Янукович Лукашенко не ждали. 25 апреля пресс-служба президента РФ цитировала: «Завтра я поеду в Чернобыль, там будет встреча и с моими коллегами и, конечно, с теми, кто принимал участие в ликвидации аварии». Там же проводил траурные мероприятия патриарх Кирилл. Вчера МИД Украины выразил "крайнее возмущение" "предельно некорректным" повдеением Батьки и призвал его вернуться в русло "конструктивного диалога".
Но еще накануне 26 апреля пресс-секретарь Лукашенко Павел Легкий заявил, что президент запланировал рабочую поездку по пострадавшим от Чернобыля районам. Собственно, поездка эта носит традиционный характер, и каждую годовщину традегии белорусский лидер встречает на Гомельщине. Но сейчас – юбилей, 25 лет. А Лукашенко раньше не отказывается от возможности лишний раз пообщаться ни с Медведевым, ни с Путиным.
Стоит подчеркнуть глубокий символизм Батькиного демарша: Наровлянский район и белорусская зона отчуждения, где сегодня был Лукашенко, находится буквально в пятнадцати километрах от Чернобыля. Быть так рядом и не заехать - это еще более дерзко, чем не приехать повидать коллегу в Сочи. Зимой, напомним, Лукашенко так и не дождался встречи с российским руководством на курорте, хотя, конечно, очень на нее надеялся.
Легкий подчеркивает: «В ближайшее время графиком главы государства не предусмотрена встреча с президентами Украины и России». С чего такая обида?
Кажется, Лукашенко обиделся именно на Януковича, который предпочел пойти на поводу у Запада. Конечно, Батьку задело. Но поверить в то, что из-за личной обиды на украинского лидера он отказался от встречи с Медведевым, сложно.
По мнению российского политолога Кирилла Коктыша, Батька обозлен, но не на Украину, а на Россию, которая очень не по-товарищески медлит с предоставлением кредита. $1 млрд Лукашенко нужен, чтобы прекратить острейший в стране ваютный кризис. И то, что Россия медлит, действительно выглядит несколько странно.
Несколько дней назад российский посол Александр Суриков говорил, что «у России нет никаких оснований откзать белорусской стороне в кредите». Хоть и не прямым текстом, но давал Белоруссии надежду и глава Сбербанка Герман Греф. Но вопрос затягивается - Батька нервничает.
Нацбанк собирался на этой неделе организовать альтернативную торговую сессию на валютной бирже - для определения «рыночного курса» белорусского рубля. В Белоруссии говорили, что девальвация случится «на следующий день» после того, как Россия предоставит кредит. Сегодня же Нацбанк объявил, что пока никаких альтернативных торгов не будет. Видимо, финансисты разуверились в российской помощи, хотя до этого все белорусские чиновники в один голос говорили, что надеются «на внешние заимствования».
Ситуация на валютном рынке Белоруссии, меж тем, накалилась до предела. По Минску гуляют «х..ярды». Ее создатели - оппозиционные активисты. Они несколько изменили дизайн пятитысячной купюры, добавив к нему много людей. И нзвали ее так: «Пять х...ярдов рублей». Тысячи таких «зайчиков» высыпали и раздавали на белорусских рынках. Еще один народный «прикол»: бумажка «номиналом» «0 рублей», на которой изображен потрет Лукашенко.
Что будет дальше, никто не знает. Очевидно, Кремль рассчитывает на то, что белорусская номенклатура, уставшая от постоянных нападок президента и собственного народа, устроит ему «маленький бунт». Прецеденты уже есть: комитет государственного контроля - ведомство, которое фактически подчиняется только Лукашенко - уже начало «наезжать» на руководителей госпредприятий за то, что те просто «проедают» государственную поддержку. Речь идет о 4 триллионах рублей - по сегодняшенму официальному курсу это примерно 1,3 млрд долларов. Чиновинки могут попасть под суд. КГК говорит, что из 577 предприятий, получших господдержку в прошлом году, только 20% распорядились деньгами с толком. Так что сегодня в Белоруссии возможны репрессии в отношении госаппарата.
А вот оппозицию, кстати, как ни парадоксально, Батьке, возможно, придется и пощадить. Если Россия и дальше будет оттягивать вопрос по предоставлению кредита, Лукашенко так или иначе придется пойти на поклон Западу. А это реально только после освобождения если не всех, то хотя бы большей части политзаключенных.
Вчера в белорусском суде начался судебный процесс над первым политиком - Дмитрием Бондаренко. А сегодня в Минске будут судить экс-кандидата в президенты Андрея Санникова. Кто знает, если Россия будет медлить, Батька может их и выпустить, и тем самым продемонстрировать Европе свою готовность к переговорам.
Конечно, на бытовом уровне кажется, что после нанесенного Баррозу личного оскорбления дверь к диалогу с ЕС для Батьки захлопнулась. «Мы не признаем его демократически избранным президентом Республики Белоруссия. В Еврокоммиссии нет практики комментировать заявления обычных граждан», – сказал источник в Европейской комиссии. Но эксперты уверяют, что Европа в страхе перед возможным поглощением Белоруссии Россией проглотит и не такое. Напомним, глава МИД РБ не попал под санкции против руководства страны и въезд в ЕС ему не заказан. Продолжает выступать за возобновление диалога и президент Литвы Даля Грибаускайте.
Дабы этого не случилось, Кремлю уже пора бы перестать «дергать Батьку за усы». Но Россия, похоже, сознательно ждет ухудшения кризиса в Белоруссии и роста недовольства среди населения. Ведь для харизматичных лидеров типа Лукашенко крайне важен прямой контакт с народом, через голову элиты, которую они прилюдно унижают. Если в ходе экономического кризиса этот контакт будет разрушен, движимая местью и жаждой реванша белорусская бюрократия с радостью сдаст ослабевшего, как Антей, Лукашенко Москве или Западу.
Кажется, на это сегодня ставят и в Кремле, и в Вашингтоне с Брюсселем. Чувствует это и Лукашенко, число нападок которого на чиновников постянно растет. В Минске многие говорят о том, что нынешний состав правительства во главе с бывшим председателем Академии Наук Михаилом Мясниковичем получился «слишком либеральным». И оно уже получает от Батьки неадекватные задания: на прошлой неделе Лукашенко, например, потребовал от премьер срочно найти в Белоруссии запасы нефти. Чем больше таких заявлений, сильнее устают чиновники от своего лидера.
Максим Швейц