Posted 13 января 2011, 16:50
Published 13 января 2011, 16:50
Modified 1 апреля, 10:16
Updated 1 апреля, 10:16
В Краснодарском крае и в станице Кущевской продолжается выяснение вопроса, кто виноват в том, что на севере «благополучного» региона расцвела и благоденствовала мафиозная структура. На самом деле ответ на него известен: к этому причастны представители всех ведомств, призванных охранять «закон и порядок». Но выбирают того, кто окажется «виноватее всех».
Самым ярким эпизодом стала эпопея с сотрудником районного ОВД Екатериной Рогозой. Проверка Следственного комитета выявила, что "милиционерша" неоднократно отказывала в возбуждении уголовного дела в отношении члена «цапковской» группировки по кличке Вова Беспредел. Не возбуждать уголовное дело ее вынуждал районный прокурор, утверждала Рогоза. «Сам коррупционер и покровитель!» – кричат теперь друг на друга силовики.
Серьезное уголовное дело возбуждено пока только в отношении бывшего руководителя подразделения центра по противодействию экстремизму, бывшего главы подразделения УБОП Александра Ходыча. Он был арестован по статье «Превышение должностных полномочий».
Остальные виновники из правоохранителей отделываются отставками и понижениями в должности. Правоохранительная система словно ждет: успокоится ли общественность, потеряв интерес к делу, или будет и дальше следить за развитием событий и требовать серьезных наказаний покровителям кущевской банды. Поэтому сегодняшние наказания могут быть как прелюдией к уголовным делам, так и окончательной имитацией приговоров коррупционерам.
Для выяснения степени вины силовиков в печально прославившийся регион выехала комиссия Генпрокуратуры. Недавно генеральный прокурор РФ Юрий Чайка подвел первые итоги проверок.
«В Краснодарском крае работала наша специальная комиссия. Выводы однозначные: созданная там атмосфера безнаказанности во многом явилась результатом как бездействия, так и предательства интересов службы сотрудниками тех органов, которые сами обязаны защищать граждан от преступных посягательств», – констатировал генпрокурор.
По словам Чайки, в крае выявлены многочисленные случаи вынесения незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, о приостановлении предварительного расследования.
«Только в Кущевском районе комиссией Генеральной прокуратуры поставлен вопрос об отмене 1,5 тысячи таких процессуальных решений и восстановлении на учет 242 преступлений, укрытых органами внутренних дел. Более того, проверяющими прокурорами поставлен вопрос перед следственными органами о возбуждении 10 уголовных дел об убийствах по фактам безвестного исчезновения граждан при криминальных обстоятельствах», – рассказал генпрокурор.
Исходя из этих слов, следовало бы ожидать настоящей чистки кубанских органов внутренних дел от бездельников и предателей. Впрочем, Юрий Чайка тут же оговорился, сказав, что «события» в Кущевской – это «чрезвычайные происшествия», которые не следует считать «характерными для всей страны».
Кроме милиции виновными названы и сотрудники прокуратуры. По словам Чайки, к строгой дисциплинарной ответственности привлечены работники прокурорских органов Кущевского района и Краснодарского края. В общем, если в милиции – «бездельники» и «предатели», то в прокуратуре – недисциплинированные сотрудники.
Если принять такую картину, то получится, что мафиозной группировки и не было-то в Кущевской. Так, «бандочка», говоря словами губернатора Александра Ткачева, которую по неосмотрительности надзорных органов не вывели вовремя. Правда, жители Кущевской, общающиеся с журналистами, рисуют другую картину: согласно ей, правоохранители «сплелись хвостами» и совместно крышевали криминал.
Впрочем, о подобном могут рассказать не только в Кущевской, а в очень многих местечках на юге России. Ну что же, итальянская мафия в свое время тоже возникла в сельскохозяйственных регионах юга страны. Возможно, мы видим развитие похожего процесса в России?
Между тем в декабре стали известны механизмы укрывательства преступников еще одной ветвью правоохранителей: судебными органами.
17 декабря были досрочно прекращены полномочия председателя Кущевского районного суда Александра Яценко. Члены квалификационной коллегии судей Краснодарского края констатировали, что Яценко совершил дисциплинарный проступок, опозорил честь и достоинство судьи и умалил авторитет судебной власти. Проверка выявила, что работа Яценко на посту председателя препятствовала свободному доступу граждан к правосудию. То бишь правосудия в Кущевке не было.
Кроме того, выяснилось, что благодаря рекомендации председателя секретарем на одном из участков райсуда работала Виктория Алексеева – жена того самого Владимира Алексеева, которого следственные органы называют активным членом кущевской ОПГ по кличке Вова Беспредел. При устройстве на работу жена члена ОПГ «скрыла», что ее супруг был судим за вымогательство. Весь Кущевский район знал, что Алексеев – это ранее судимый Вова Беспредел, а председатель райсуда – не знал…
Вслед за председателем своих должностей лишились еще двое судей Кущевского райсуда. В 2006 – 2010 годах судьи Игорь Манило и Николай Данильченко несколько раз отказывали в возбуждении уголовных дел в отношении «цапковских» бандитов, которые нынче сидят в следственном изоляторе за убийства в доме Серевера Аметова. Список тех, в отношении кого не были своевременно возбуждены уголовные дела, впечатляет: это сам Сергей Цапок, а также ныне подозреваемые в жестоких убийствах братья Гуровы, Алексеев «Вова Беспредел» и другие члены банды.
Судьи квалификационной коллегии Краснодарского края пришли к выводу, что их коллеги Манило и Данильченко не проявили «в достаточной мере профессионализм и необходимую квалификацию», а нарушения закона судьями «образуют состав дисциплинарного проступка и влекут применение мер дисциплинарной ответственности».
Из решения квалификационной коллегии судей осталось неясным: какие же мотивы двигали Манило и Данильченко, когда они отказывались возбуждать уголовные дела против бандитов. Только «непрофессионализм»? А может, следует поискать коррупционную составляющую?
Ну, это уже, вопрос, пожалуй, к следственным и надзорным органам.
Дмитрий Ремизов