Posted 31 августа 2008,, 15:19

Published 31 августа 2008,, 15:19

Modified 1 февраля, 01:05

Updated 1 февраля, 01:05

Победив Грузию, Россия проиграла информационную войну

31 августа 2008, 15:19
Хотя российскую кампанию на Северном Кавказе можно считать победной, Россия все же проиграла информационную войну. В глазах практически всего мира наша страна выглядит агрессором. О причинах рассуждает журналист и политолог Антон Вуйма.

Хотя российскую военную кампанию на Северном Кавказе можно считать победной, но Россия однозначно проиграла информационную войну, которую против нас развернули США. В глазах практически всех государств мира Россия выглядит агрессором, напавшим на слабую Грузию. Благодаря этой информационной кампании доллар резво попер вверх, а акции российских компаний вниз. Российскую же позицию мировые СМИ упорно не слышат.

В чем причина информационного поражения? В нежелании руководства России создавать за рубежом мощную информационную службу, способную противостоять информационным атакам? Кто-то утверждает, что это - не так, у нас есть информационные службы, которые регулярно и своевременно распространяли информацию о грузино-югоосетинском конфликте, но мировые СМИ не брали ее или коверкали, исполняя политический заказ.

Безусловно, большинство крупных западных СМИ жестко ангажированы и заточены под определенную политическую пропаганду, однако в свое время в СССР СМИ были куда более подконтрольными и цензурированными, но это не мешало США проводить пропаганду своих ценностей на территории Союза. Это не помешало укрепить в сознании жителей СССР мнение, что западный образ жизни много лучше советского.

На мой взгляд, вопрос лишь в профессионализме информационных служб. Просто в США есть профессионалы, которые гораздо лучше наших могут работать со СМИ и умеют распространять нужную им информацию. Наши информационные службы полностью теряются, если нет возможности подкупать журналистов, покупать СМИ целиком, или отдать приказ «сверху» на размещение нужного материала. При том, что все это - нормальные действия в сложных политических ситуациях. Однако сейчас ситуация хуже, чем кажется.

Я провел опрос зарубежных СМИ самых разных государств (от Шри-Ланки, до Испании). И спросил, почему у них такая однозначная антироссийская позиция. Мне говорили, что просто иной информации у них не было. Никаких пресс-релизов, видео-материалов или иных данных от российской стороны им просто не поступало. В это же время релизы от правительства Грузии присылались даже в гондурасские газеты. И, естественно, все опрошенные СМИ активно пользовались традиционными источниками информации, которые предоставляют ряд крупных информационных агентств, естественно, ангажированных противной стороной.

Конечно, они могли посетить российские англоязычные сайты и узнать нашу позицию. Но разве это их работа? То есть, фактически наши информационные службы и пресс-секретари не попытались распространить нашу позицию среди мировых СМИ. Наверное, крупные СМИ от нас релизы получили, да и то не факт, что эти документы пришли выпускающим редакторам на национальном языке и в сопровождении видео- и фотоматериалов.

Во всяком случае, мне в мировом Интернете не удалось найти следов российских пресс-релизов. Зато их было очень много от Грузии, США, крупных мировых информационных агентств. То есть, даже такой примитивной, вроде бы, работы, как распространение данных о конфликте не велось.

Хотя несколько явно заказных публикаций я все же нашел. Но тут надо понимать, что заказные публикации – дело штучное и общественного мнения не создают. Все СМИ мира все равно заинтересованы в новостях и будут что-то писать об этом конфликте, но будут писать со слов тех, кто более охотно распространяет свои данные.

Можно, конечно, не придавать значения тому, что Россия имеет сейчас негативный имидж в мире, говорить, что мы не боимся холодной войны. Однако в современных условиях информационная служба - крайне важная вещь, большинство мировых проблем решаются не военной силой, а дипломатическими способами, и пиар тут – не последнее дело. Пиаром можно захватывать государства и превращать народы в колонии. Именно пиаром США «захватило» Грузию, Украину, Эстонию. И, безусловно, пиар оказывает сильнейшее воздействие на все экономические и инвестиционные процессы в мире.

Без умения управлять информационными процессами современное государство также бессильно, как не имеющее армию. В каком-то смысле информационная служба также важна и необходима, как армия. И если в России не поймут этого и не создадут сильную транснациональную информационную службу, умеющую действовать в сложных условиях, то мы потеряем лицо собственного государством и многого лишимся.

Антон Вуйма