Posted 3 августа 2007, 06:02

Published 3 августа 2007, 06:02

Modified 2 апреля, 01:11

Updated 2 апреля, 01:11

Арабы рисуют Блэра и мрачное будущее (16 карикатур)

3 августа 2007, 06:02
Для того, чтобы застолбить себе постоянное место в арабских политических карикатурах, Тони Блэру было достаточно лишь один раз съездить в регион и сделать негромкое заявление – рисуют его до сих пор. Что же будет дальше? Арабы явно склонны видеть будущее в мрачных тонах.

Ближнему Востоку уже выписали немало "рецептов" и заставили принять достаточно "лекарств", но обычно это не помогало исправить ситуацию в регионе. Арабы из самых разных стран привыкли видеть окружающий мир в мрачных тонах, поэтому они, не сговариваясь, рисуют будущее одинаково безрадостным. "Целительные средства" чаще всего выдумывали в Нью-Йорке и Вашингтоне, но поскольку арабы убеждены, что большая часть бед, валящихся им на головы, исходит из Штатов, они априори воспринимают все американские выдумки отрицательно. Последнее изобретение – должность спецпредставителя Ближневосточного квартета (США, Россия, ЕС и ООН) в регионе – не стала исключением.

Должность, как известно, занял Тони Блэр. А с ним в арабском сознании до сих пор ассоциируется война в Ираке, и в его способность принести мир мало кто верит. Зато экс-премьер Великобритании обеспечил себе постоянное место среди героев арабских политических карикатур во многих странах региона. Для этого ему было достаточно появиться на Ближнем Востоке лишь раз, сделать одно негромкое заявление и пропасть. Рисуют его до сих пор. Что же будет дальше, когда он будет приезжать чаще и говорить больше?

Автор рисунка в панарабской газете «Аш-Шарк аль-Аусат», выходящей в Лондоне, в ответ на фразу Блэра «Я прибыл на Ближний Восток слушать, учиться и размышлять…» (надпись в углу) изобразил спецпредставителя учеником, а в его учителе с воздетым указательным перстом не сложно узнать Израиль. Арабы заранее уверены, что подход Блэра будет однобоким, и слушать он будет только евреев.

Эта же идея двигала автором карикатуры «Визит Блэра в регион» в газете «Аль-Халидж» (выходит в ОАЭ). Здесь указательный перст воздел уже сам экс-премьер Великобритании. «Я прибыл, чтобы выслушать все стороны», – заявляет он. При этом Блэр изображен так, что верить ему не хочется, а перед ним сидят наивные журналисты, один из которых восклицает «Ясно!».

Посланника, несущего мир, обычно представляют в виде голубя с оливковой ветвью. В понимании арабов, Блэра лишь обрядили птицей мира, вложив ему в клюв надлежащий атрибут, но мир он принести не сможет, причем не только в силу своей сущности, но и потому, что мириться надо с Израилем. Иорданская газета «Ад-Дустур» живописует посланника квартета в виде той единственной птицы, что вопреки Пушкину летит к Анчару – древу смерти, кромсающему все вокруг себя. В Анчаре персонифицирован Израиль, а Блэр хоть и держит в зубах оливковую ветвь, похож скорее не на голубя, а на ворона.

В Саудовской Аравии та же тема разработана иначе. К новому амплуа Блэра отнеслись с большим доверием, и он похож даже не на голубя, а на ангела мира, размахивающего оливой. По мнению карикатуриста из «Аль-Ватан», Блэр на Ближнем Востоке – маленькое наивное существо, не замечающее огромного зла, тень которого нависла над регионом.

Оригинальнее всего к вопросу подошли просирийские журналисты в Ливане. Они сочли, что Блэр годится в голуби мира точно так же, как голубь – в премьер-министры Великобритании. На карикатуре в просирийской ливанской газете «Ас-Сафир» голубь с оливковой ветвью в саквояже сообщает: «Я лечу в Лондон, чтобы занять должность премьер-министра, и я буду обитать в доме номер 10» (имеется в виду Даунинг-стрит 10 – резиденция британских премьеров).

По-видимому, арабы считают, что жизнь в их регионе несовместима не только с миром, но и с демократией. На рисунке в саудовской «Аль-Ватан» вода демократии никак не может оросить пустыни арабского мира.

В связи с отсутствием мира и демократии арабы видят мягко говоря мрачным и свое будущее. По мнению саудовского издания «Аль-Яум», «арабское будущее», еще не вылупившись из яйца, стало скелетом, задумавшись над собою, подобно мыслителю Родена.

Распространяемая в странах Персидского залива газета «Аль-Халидж» разработала ту же тему. Политолог изображен в виде звездочета, рисующего арабское будущее, и, если читать слово «будущее» справа налево, белого становится все меньше, а черного – все больше.

Пессимизм относительно арабского будущего у некоторых связан с возрастающим влиянием Ирана на Ближнем Востоке. Это уже не первый год отражается в арабоязычных газетах, выходящих в Лондоне на средства Саудовской Аравии. Два совсем недавних примера взяты из газет «Аш-Шарк аль-Аусат» (сверху) и «Аль-Хаят» (снизу).

Арабы считают, что Иран значительно хитрее, чем США, имеет много секретных ходов, а Вашингтон боится Тегерана. Кроме того, уверены они, «дядюшка Сэм» попал в иракскую паутину, а Иран – тот самый паук, который продолжает ее плести. Последняя мысль передана на рисунке «Американо-иранская встреча по поводу безопасности в Ираке».

В арабской прессе заметна и еще одна неутешительная тенденция, касающаяся войны. Год назад на карикатурах в самых разных арабских странах США изображались в основном в виде некой кровожадной силы, уничтожающей страну. Сейчас же рисунки намекают, главным образом, на то, что проигрыш США очевиден абсолютно всем, но только Буш не в состоянии это понять. К примеру, в Иорданской «Ад-Дустур» Ирак нарисован в виде стакана в руке Буша, который заявляет: «Пессимисты видят стакан наполовину пустым, но оптимисты, вроде меня, видят его наполовину полным». Стакан при этом совершенно пуст.

Еще более трагичным положение американцев в Ираке рисует сирийская газета «Тишрин». Смерть ведет за собой искалеченную Америку по Ближнему Востоку, а та думает: «Мы не уйдем из Ирака!».

Отказ уйти из страны метафорично изображен в том же издании иначе: США выдворяют в «Комнату ожидания» мировое сообщество, которое готовилось посмотреть новости и кричит: «Что, последние новости об отступлении?».

Газета «Аль-Халидж» намекает на то, что против политики Буша в Ираке выступает и народ США – даже Статуя свободы убежала на антивоенную демонстрацию, сменив факел на плакат «Остановите войну в Ираке!».

В доисламской арабской поэзии стихотворец должен был непременно коснуться ряда канонических тем – иначе бы его творчество не приняли слушатели. Индивидуальное авторское мастерство определялось способностью обыграть заданные темы, переплюнув в этом остальных. Есть обязательные для разработки мотивы и в программе арабского карикатуриста. Например, художники соревнуются в способности обвинить США в стремлении захватить мир. При этом по законам жанра, сколь ни глупо это звучит, они должны намекнуть, что Америкой руководит Израиль. Пример неоригинальной разработки темы – картинка из «Аль-Халидж» (ОАЭ).

Коллегу явно обскакал художник из катарской газеты «Аль-Ватан». На карикатуре араб под шапкой «Земли, которые оккупирует Израиль» составляет список оных. Он упомянул Палестину, Голаны и Фермы Шебаа, после чего задумался, что бы добавить еще. Вдруг к нему подошел «американский народ» (люмпен-версия дядюшки Сэма с надписью «народ» на спине) и приписал: Соединенные Штаты Америки.

Почему, спросите вы, Израиль оккупировал США? На самом деле карикатурист вовсе не имел это в виду. Все дело в эстетике крайностей. Такова специфика любого культурного текста, созданного арабами, будь то поэзия или карикатуры. Чтобы переплюнуть коллег в разработке темы «Израиль правит американцами» (при всей нелепости этой темы), художник заявляет: «Израиль оккупировал США». Сказав так, он мог иметь в виду и то, что Израиль «оккупировал слишком много». Точно так же доисламский поэт, защищая честь своего племени, мог заткнуть за пояс коллег из других племен, заявив: «Земля стала для нас тесной». В буквальном смысле это полная чушь, но зато все понимали, что его соплеменников действительно очень много.

Максим Василенко, ИА «Росбалт»

Подпишитесь