Posted 3 августа 2005, 04:34

Published 3 августа 2005, 04:34

Modified 2 апреля, 05:31

Updated 2 апреля, 05:31

Ставка на талышей

3 августа 2005, 04:34
С приближением выборов в Азербайджане талышское национальное движение вновь становится важным фактором политической жизни республики. 'Мы должны освободить Азербайджан от алиевского клана', - призывает лидер талышей.

Ближайший соратник лидера талышского национального движения Альакрама Гумматова, главный редактор издающейся в России газеты 'Толыш' Фармони Фахраддин Абосзода на днях впервые за последние десять лет приехал в Лерикский район Азербайджана.

Хотим быть талышами

Причиной возвращения Абосзоды на родину, где ему грозит уголовное преследование, стали похороны матери. Одной из целей - получение азербайджанского удостоверения личности и участие в предстоящих 6 ноября парламентских выборах. Лерикцы встретили Абосзоду митингами протеста, обвиняя его в предательстве интересов Азербайджана. По данным информагентства Tоlishpress, эти мероприятия были организованы местными властями, и после их проведения ситуация в регионе существенно обострилась.

Бывший глава разгромленной Талыш-Муганской республики Альакрам Гумматов, проживающий в Нидерландах после десятилетней отсидки в азербайджанских тюрьмах, категорически осудил эти акции. 'Фахраддин Абосзода - один из героических сыновей талышского народа, яркий борец за демократию в Азербайджане, - говорится в обращении Гумматова к 'демократическим силам' закавказской республики. - Людей, которые ради процветания своего народа готовы отдавать всю свою силу, здоровье и знания, пытаются не впускать в страну'. Для этого, по мнению лидера талышей, используются 'все советско-большевистские методы'. 'Мы должны освободить Азербайджан от алиевского клана', - завершил Гумматов свое воззвание.

Подобные устремления вызывают в Баку беспокойство. С приближением парламентских выборов талышское национальное движение вновь, как и начале 1990-х, становится важным фактором политической жизни Азербайджана.

По словам Фахраддина Абосзоды, 'талыши - совсем другой народ, и не имеют никакого отношения к так называемым азербайджанцам'. После 1935 года само существование талышей отрицалось, их записывали азербайджанцами. По неофициальным подсчетам, численность их в Азербайджане составляет 1,5 млн. По данным переписи 1999 года - всего около 80 тыс., или 1% населения (последняя всесоюзная перепись 1989 года дала цифру в 21 тыс. человек). Промежуточный результат содержится в опубликованном в 2002 году в Баку добротном двухтомнике американских исследователей Studies in Languages of Azerbayjan. Они насчитали около полумиллиона талышей.

Последняя цифра вполне устраивает лидеров талышского национального движения. 'Если 30 тысяч абхазцев имеют свою государственность, то почему 500 тысяч талышей не могут иметь хотя бы автономии?', - говорит Фахраддин Абосзода. Нынешняя политика азербайджанских властей, по словам талышского лидера, направлена на постепенное вымывание талышей из мест их компактного проживания (Лерикский, Ленкоранский, Масальский районы) и дальнейшую ассимиляцию. Социально-экономическое положение Талыша оставляет желать много лучшего - это один из самых депрессивных регионов Азербайджана, что способствует постоянному оттоку населения, покидающего край в поисках лучшей доли.

'Мы хотим быть талышами, говорить на своем языке, учиться в талышских школах, быть хозяевами на своей земле, - пояснил 'Росбалту' Фахраддин Абосзода. - Главное - это сохранение языка и народа. У нас отняли все - нашу историю, культуру, литературу, обычаи, музыку. Все приписывается туркам. Мы разработали все возможные варианты реализации наших прав - от языковой до территориальной автономии, но у нас не было и мысли расчленить Азербайджан или выйти из него, потому что это наша Родина'.

'Не только талыши, но и лезгины, курды, таты [другие национальные меньшинства Азербайджана] хотят что-то иметь', - говорит талышский лидер. Страна, прогнозирует он, все равно распадется, 'но причиной этого станут не талыши, а Нахичевань', которая может объявить себя отдельным государством, если во главе Азербайджана встанет представитель другого клана. 'Когда дело дойдет до того, что они [азербайджанцы] сами будут расчленять Азербайджан - хотя мы этого не хотим - талыши будут вынуждены восстановить свою государственность', - считает Фахраддин Абосзода.

Пока же, рассмотрев все варианты, талыши пришли к выводу, что языковая автономия для них - не выход. 'Она больше подойдет лезгинам и курдам, - полагает Абосзода. - Талышам нужна территориальная автономия, с двумя официальными языками. Можно назвать ее и просто областью'. Поэтому в качестве реалистичного решения предлагается укрупнение регионов: вместо существующих сейчас нескольких десятков маленьких областей можно сделать, к примеру, десять, одна из которых объединит талышские земли под талышским же руководством.

Цели талышского национального движения, сформированного в апреле в Нидерландах, сформулированы более строго: его члены намерены добиваться самоопределения талышского народа и бороться за демократизацию Азербайджана, 'чтобы каждый мог жить там и чувствовать себя свободно'. Делать все это предполагается мирными средствами: талыши, по словам Фахраддина Абосзоды, выступают против терроризма.

Проблема есть, опасности нет

Азербайджанские власти и общественное мнение не считают, что у талышей есть какие-то особые проблемы. 'В национальной политике страны нет явных перекосов, - убежден политический эксперт информагентства 'Туран' Зафар Гулиев. - У талышей и лезгин появляются свои школы и газеты. Граждане Азербайджана менее манипулируемы в отношении 'национального вопроса'. Более актуален рост социально-экономической протестной энергии - вот ее-то и нужно канализировать, направлять в другое русло'.

Угроза этнического сепаратизма, считает эксперт, в Азербайджане недостаточно серьезна. Тем более что ни Запад, ни Россия не заинтересованы в 'раскупоривании' сепаратистского джинна - загнать его потом назад в бутылку и контролировать очень трудно. Иран, стоящий перед лицом внешней угрозы, также вряд ли будет что-то провоцировать, уверен Гулиев.

Один из лидеров умеренно-оппозиционного блока 'Йени Сиясет' ('Новая политика') Этибар Мамедов придерживается несколько иного мнения. 'Если не предпринимать шаги по предотвращению попыток талышского и лезгинского сепаратизма, это станет реальностью, потому что население недовольно, - не сомневается Мамедов. - Например, на юге талыш говорит: все мои проблемы оттого, что я талыш. Бороться против этого репрессивными методами нельзя - нужно создавать нормальные экономические условия, тогда все национальные вопросы отойдут на второй план'.

Председатель партии 'Умид' ('Надежда') Игбал Агазаде считает разговоры о талышской и лезгинской проблеме пропагандой. 'Среди них есть люди, желающие создания своего государства, - признает политик. - Но если 8-миллионый Азербайджан, 147-миллионная Россия не могут решить свои проблемы, то как это сделает 100-тысячный талышский народ?'. Москва и Баку должны работать с этими народами в интересах обоих государств, считает Агазаде, отмечая, что у некоторых кругов 'есть желание, чтобы талыши и лезгины держали связь только с Россией'. Но ни к чему хорошему это не приведет, уверен лидер партии 'Умид'. 'Россия так сильна, что Азербайджан ни с какой точки зрения - политической, экономической, военной - не может стоять с ней лицом к лицу, - констатирует Игбал Агазаде. - Но если Россия так поступает [поддерживает сепаратизм], то и Азербайджан может так поступать, и будет очень много проблем. Это не принесет ни Северному Кавказу, ни Азербайджану никакой пользы. Мы должны уважать территориальную целостность друг друга'.

Москва не содействует 'талышскому сепаратизму'

Как считает Фахраддин Абосзода, в отличие от азербайджанцев, так и не сложившихся в нацию (и до сих пор при знакомстве спрашивающих друг друга 'откуда ты родом?'), талыши представляют собой монолитный этнический массив, выступающий единым фронтом. 'В Москве признают, что мы - самая организованная часть населения Азербайджана, - констатирует талышский лидер. - Россия хочет держать в руках талышское движение, но в аморфном состоянии, чтобы воспользоваться им, когда это понадобится'.

Вопреки распространенному мнению, Россия не содействует 'талышскому сепаратизму' - по крайней мере, в тех формах и теми средствами, как говорят об этом в Азербайджане. Компетентные россияне не только не имели отношения к организации прошедшей в мае в Ереване международной конференции по талышоведению, в чем их обвиняли некоторые бакинские СМИ, но и были категорически против этого мероприятия. Участие в нем Фахраддина Абосзоды, выступившего с докладом 'Защита талышского языка и народа', наделало в Азербайджане много шума. Не все поняли, с какой целью он согласился отправиться в 'логово врага', а многие даже обвинили в предательстве национальных интересов. По словам генерального директора бакинского медиа-холдинга 'Олайлар' ('Событие') Юнуса Огуза, двое его сотрудников-талышей, узнав об участии представителя своего народа в ереванской конференции, "от стыда неделю не появлялись на работе". На юге прошли талышские митинги, осуждавшие поведение Абосзоды.

Он же всего лишь хотел привлечь внимание к талышским проблемам. 'Я предложил даже бойкотировать конференцию в Ереване при условии проведения ее в Ленкорани, однако представители Азербайджана от этого предложения отказались, - говорит Фахраддин Абосзода. - Организаторы конференции сделали все, чтобы она не имела политической окраски. Был обнародован ценнейший материал по истории талышей. В плане талышского самосознания конференция стала новым этапом национально-освободительного движения. Нашлось всего несколько талышей, осудивших меня за участие в ней. Нам нужна информационная поддержка, в том числе и со стороны Армении, и мы были бы глупцами, если б не использовали этот шанс'. Что извлекла из этого сама Армения, находящаяся с Азербайджаном в состоянии войны - 'это их проблема', считает Абосзода.

'Мы должны держаться за Россию'

Талыши - один из немногих народов, четко определившихся с геополитической ориентацией. 'Пока России будет плохо, никому из нас хорошо не будет, - убежден Абосзода. - Мы должны обеими руками держаться за Россию'. Кстати, подобная точка зрения в Азербайджане характерна не только для талышей. По данным опубликованного недавно социологического опроса американского Международного института республиканцев, 39% азербайджанцев отдают России приоритет во внешней политике. США и Европа заслужили доверие всего 36% населения на двоих. Сторонниками сближения с Россией являются в основном представители старшего поколения, а по региональному признаку - жители южной (талышской) и центральной частей страны. Оплотом прозападных настроений стали Баку (здесь сторонниками ориентации Азербайджана на Запад являются 35% жителей) и Гянджа, где таковых половина.

Фахраддин Абосзода предлагает России дружбу не только на словах: 'Я говорил россиянам: вы хотите, чтобы у власти был Ильхам Алиев? - Пожалуйста. Гарантируем, что если поднимутся пантюркисты - мы поднимем талышей и посмотрим тогда, что они смогут сделать. Все знают, как воевали талыши в Карабахе'. Однако это предложение осталось без ответа. 'Теперь думаю, есть ли толк надеяться на Россию? - рассуждает Абосзода. - Европейцы, американцы очень хотят работать с нами. Последние неоднократно общались с нашими ребятами в Ленкорани: работайте против Ирана, мы будем вас финансировать'.

'Мы не хотим идти против России, - говорит талышский лидер. - Но на нас давит такое невнимание российской стороны. Сколько можно ждать? Пока Россия не сделает ставку на талышей, Азербайджан никогда не будет пророссийским. Остальные пообещают все, что угодно, но во сне всегда будут видеть себя в объятиях Турции'.

'Талышский бум' в Иране

Талышей, по словам Фахраддина Абосзоды, связывает с Россией 'историческое родство', и они никогда не пойдут против нее. 'Что касается Ирана, где также живет около полумиллиона талышей, то они могли бы стать гарантом и здесь, - считает политик. - Иранцы с нами в хороших отношениях, они хотели бы нам помочь, но ждут решения России'. Иран, по словам Абосзоды, переживает сейчас 'настоящий талышский бум' - активно изучаются талышская история и культура, проводятся археологические раскопки. Власти даже готовятся организовать Талышистан - талышскую губернию, открывают талышское радио, вещающее на Азербайджан, вслед за которым появится и телевидение. 'Мы бы хотели, чтобы Иран активизировал свою политику в отношении талышей, чтобы он более плотно сотрудничал с нами', - выразил надежду Фахраддин Абосзода.

Эта надежда может окрепнуть в связи с тем, что новоизбранный президент Ирана Махмуд Ахмади Нежад - этнический талыш. Правда, как заметил 'Росбалту' генеральный директор московского Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, национальный вопрос в Иране "решается последовательно и взвешенно, и на этой почве нет проблем". 'Известно, например, что духовный лидер Ирана Хаменеи - этнический азербайджанец, но это вовсе не означает, что с его приходом во власть иранские азербайджанцы приобрели какие-то преимущества, - отметил Сафаров. - Не думаю, что кто-то в Иране голосовал за Ахмади Нежада потому, что он талыш. Эта тема вообще нигде не прозвучала. Сомневаюсь, что после его избрания ирано-азербайджанские отношения изменятся, учитывая непростое положение этой этнической группы в самом Азербайджане'. Эксперт убежден, что в ближайшем будущем 'талышская тема' в Иране активизирована не будет.

На предстоящих выборах в азербайджанский Милли Меджлис талыши, по словам Абосзоды, способны только в своем регионе провести около десяти человек (всего в парламенте 125 депутатов, избираемых по мажоритарным округам). Правда, есть опасность, что талышским кандидатам будет отказано в регистрации. Вот тут-то и могла бы помочь Россия. Если же Москва и впредь будет раздумывать, попросту теряя время, настроения талышей могут измениться. В духе времени они применяют чисто прагматический подход - "кто больше всех помог нашему народу, тот наш друг". 'Мы пока не хотим быть зависимыми от иностранных государств, чтобы быть марионеткой в их руках (как Михаил Саакашвили) или - как в Чеченской республике - привести свой народ к гибели, - резюмирует Фахраддин Абосзода. - Мы бедны, зато чисты, свободны, независимы. Думаю, что и в ближайшем будущем мы пойдем этим путем. Быть зависимым - всегда жить в подвешенном состоянии'.

Яна Амелина, ИА 'Росбалт'

Подпишитесь