Posted 16 декабря 2004, 11:59
Published 16 декабря 2004, 11:59
Modified 2 апреля, 06:49
Updated 2 апреля, 06:49
В последний момент перед принятием принципиального решения о начале переговоров о членстве Турции в Евросоюзе ситуация вдруг перешла в блиц-турнир на нервах. Европейские силы, не желающие вливания турецкого элемента, пустили в ход армянский фактор, который всегда держат про запас, не так уж часто его используя.
Турция может отказаться от вступления в Евросоюз. С таким резким заявлением выступил Тайип Эрдоган, премьер-министр страны, которая 41 год последовательно добивается включения в европейскую семью и уже почти достигла своей цели. По словам Эрдогана, к такому решению может придти Анкара, если перед ней будут поставлены невыполнимые требования.
А неприемлемые требования неожиданно представила Франция. Вкупе с непременно упоминаемыми требованиями соблюдать права человека и признать Кипрскую Республику Париж поднял армянский вопрос, который периодически исчезает из поля зрения европейских политиков. Глава МИД Франции Мишель Барнье заявил, что его страна потребует признания со стороны Турции геноцида армян в 1915-1923 годах, в случае если переговоры о членстве в ЕС начнутся. По его словам, Франция поставит такой вопрос, так как такая большая страна, как Турция обязана помнить. Во Франции этот вопрос объединил власти и оппозицию. Социалистическая партия также выступила с заявлением, в котором призвала заставить Турцию вывести войска из Кипра, признать геноцид армян.
О геноциде армян в Европы вспоминают каждый раз, когда нужно прижать Турцию. Его признали уже около 20 стран, в числе которых Россия, Канада, Франция, Швейцария. В конце ноября этот исторический факт признала также Словакия. При этом было заявлено, что парламент страны обратится к законодательным органам стран Евросоюза с предложением потребовать от Турции признания геноцида и отказать Турции в принятии в евросообщество. Однако, Словакия не самая видная фигура на просторах Европы. И теперь в бой пошла Франция, политическая элита и большинство населения которой отрицательно относится к включению Турции в Европу. Анти-турецкие настроения привели к тому, что в 2001 году Франция приняла особый законодательный акт о геноциде армян. По словам французского экс-президента Жискара д'Эстэна, вступление Турции станет концом Евросоюза. В пику британцам и немцам, лоббирующим интересы Анкары, он заявил, что те, кто прилагает наибольшие усилия, настаивая на расширении Европы за счет присоединения Турции, являются противниками ЕС.
Французскую позицию в последний момент поддержал и Европарламент. 15 ноября был принят отчет о прогрессе Турции накануне переговоров о вступлении в ЕС. Здесь отдельным пунктом было включено предложение призвать Анкару признать факт геноцида, а также разблокировать границу с Арменией.
В сложившейся ситуации, Ереван незамедлительно постарался получить максимальные дивиденды от демарша Парижа. На Кипр спешно с большой делегацией направился представитель Бюро наиболее активной в диаспоре правящей партии 'Дашнакцутюн' Грант Маркарян, который провел встречи с руководством республики, представителями крупных партий. Основная тема переговоров - недопущение Турции в Евросоюз. Кипр, который как член ЕС имеет теперь рычаги давления, способен воспрепятствовать процессу инициации. Даже если переговоры Евросоюз-Турция пойдут успешно, то в конечном итоге решение должно приниматься консенсусом. И в этом деле армянскую сторону может поддержать Кипр. В ходе встреч с руководством правящих партий Грант Маркарян заручился их поддержкой. В частности, лидер Социал-демократической партии Кипра (EDEK) Янакисом Омиру заявил о том, что его партия выступает за использование Кипром права вето в случае, если Турция не выполнит выдвинутые ей условия. По словам генсека компартии Кипра Димитриса Христофиаса, все европейские страны имеют свои причины не желать членства Анкары в ЕС, однако только его страна может иметь смелость воспрепятствовать этому процессу.
Турецкая сторона в свою очередь также пошла ва-банк. Относительно кипрской проблемы ответ был однозначный. Глава турецкого внешнеполитического ведомства Абдулла Гюль заявил, что до того момента, пока не будет подписан мирный договор, 'Турция не сделает ни одного шага, означающего прямое или косвенное признание Кипра'. Касаясь армянского вопроса, представитель правительства Турции заявил: 'Не было подобного геноцида, так что нет никакого вопроса принятия геноцида, которого не было'. Издание 'The Times' приводит слова турецкого должностного лица о том, что европейцы пытаются вывести Анкару из себя: 'Это их последний шанс устроить нам неприятности'. Министр юстиции Турции Джемиль Чичек призвал Евросоюз не превращать процесс вступления в комедию: 'Следует понимать: хотя вступление в Евросоюз очень важно для Турции, мы не настолько наивны, чтобы стремиться попасть туда любой ценой'.
В самой Армении на сегодняшний день идут споры о том, насколько для страны будет выгодно вхождение Турции в Евросоюз. С одной стороны, европеизация может привести к смягчению позиции Анкары, деблокированию Армении, большей уступчивости. С другой стороны, Европа, которая не имеет четко направленно внешнеполитического вектора, может просто постепенно подпасть под влияние Анкары, имеющей очень конкретные представления о своей роли в регионе и в мире в целом.
Для самой Турции признание геноцида армян под европейским напором может иметь тяжелые последствия. Это может повлечь за собой выплату тяжелых репараций. Армяне в США уже смогли добиться прецедента и отсудить у одной из американских страховых компаний выплаты по полисам жертв геноцида. По различным экспертным оценкам, общие выплаты жертвам геноцида могут превысить сотни миллиардов долларов. Кроме того, не исключено, что Ереван может в будущем поднять вопрос территорий (на которых находится также священная для армян гора Арарат) отделенных от Армении по Карскому договору во время раздела республики между Турцией и СССР.
Самвел Мартиросян