Posted 20 ноября 2004, 19:55
Published 20 ноября 2004, 19:55
Modified 2 апреля, 06:58
Updated 2 апреля, 06:58
Точка в вопросе об итогах президентских выборах, прошедших в Абхазии 3 октября, не поставлена до сих пор. После взятия под контроль сторонниками Сергея Багапша комплекса правительственных зданий, ранее заблокированных приверженцами Рауля Хаджимба, противоборствующие стороны приступили к очередному раунду переговоров.
Однако вряд ли они приведут к разрешению конфликта, поскольку набравший на выборах больше половины голосов избирателей Багапш по-прежнему настаивает на своей победе (утвержденной решениями Центризбиркома и Верховного суда Абхазии), а занявший по результатам голосования второе место Хаджимба - на проведении повторных выборов, для чего нет никаких правовых оснований.
Попытки действующей власти - президента Владислава Ардзинба, срок полномочий которого истекает в начале декабря, и назначенного им чуть более месяца назад премьера Нодара Хашба - взять ситуацию под свой контроль оказались тщетны. Абхазские правоохранительные органы поддерживают Багапша. У Хашба полностью отсутствует силовой ресурс. В республике пристально следят за передвижениями БТРов российских миротворцев, прибывших из пограничного с Грузией Гальского района для усиления охраны штаба миротворческих сил. Именно там, на территории российского военного санатория, под усиленной охраной проживает сейчас прибывший в Абхазию из Москвы премьер Хашба.
Позиция же Рауля Хаджимба, как хорошо известно в Сухуми, определяется Москвой. А потому отношение к России в Абхазии продолжает меняться - не в лучшую сторону. 'Мы как-нибудь сами разберемся', - эти слова звучат в республике всё чаще. Пророссийские симпатии абхазцев остаются неизменными, но испытывать их становится всё труднее. И политики, и простые люди без конца возвращаются к событиям 30 сентября, когда на концерте в День независимости Абхазии Владимир Жириновский пообещал, что если Хаджимба не будет избран президентом, Москва закроет российско-абхазскую границу и перестанет платить российские пенсии.
'Когда начинают угрожать, человек задумывается: почему это делается? - говорит Александр Анкваб. - Что вообще происходит? Те, кто избрал Багапша, говорят: если пенсии, гражданство, поддержка России - это зависимость, то мы этого не хотим. Мы считаем Россию нашей страной, в отличие от Америки или Турции. Мы воспитывались на абхазской и русской культуре, 99% наших мероприятий проходят на русском языке - как еще мы должны клясться в том, что мы - те люди, которые очень близки к русским? А угрожать абхазам не надо. Да мы привыкли к блокаде! Такие речи очень серьезно раздражают людей".
"Нодара Хашба прислала Москва, но вместо того, чтобы стабилизировать ситуацию, развести стороны, он начинает делать неадекватные заявления, - продолжает Анкваб. - Хашба не пришел на сход, не вышел к людям, не разрядил обстановку (речь идет о событиях 12 ноября, после которых сторонники Багапша разблокировали комплекс правительственных зданий - прим.). Видимо, ему понравилось сидеть в здании, которое напичкано охраной. И пока Россию представляют такие люди, ничего не получится. Уже очень сильно начали поговаривать, что Хашба должен отсюда уехать'.
'В сердцах абхазов начинают проявляться ростки того отношения к России, какое было и есть к Грузии', - отмечает сопредседатель оппозиционного абхазского движения 'Айтайра' Леонид Лакербая. О том же говорит и главный редактор независимой сухумской 'Нужной газеты' Изида Чания. Последний тираж этого издания, печатающегося в российской типографии, по ее словам, без объяснения причин арестовали на границе сотрудники российских спецслужб. Неофициально они объяснили редактору, что в президентские выборы в Абхазии вложены огромные средства, а 'Нужная газета' мешает развитию событий по определенному Россией сценарию.
Недоумение абхазцев в связи с позицией официальной Москвы стремительно нарастает. На днях лидеры поддержавших Сергея Багапша общественно-политических движений 'Амцахара', 'Айтайра', 'Единая Абхазия' и Федерации независимых профсоюзов Абхазии направили высшему российскому руководству совместное обращение. 'Желание определенных сил внутри Абхазии и вне ее привести к власти угодного им человека вопреки воле большинства избирателей оказывает влияние на обстановку не только у нас, но и в регионе в целом, - подчеркивается в этом документе. - Мы расцениваем всё это - и поведение отдельных российских и абхазских политиков и высокопоставленных чиновников, и позицию официальных российских СМИ в связи с событиями, происходящими в последние месяцы в Абхазии, - как продуманные действия'.
Их цель, считают авторы обращения, - 'изменить дружественное отношение населения Абхазии к России, вызвать недовольство республик Северного Кавказа, ухудшить имидж России в глазах мирового сообщества'. Все эти действия 'направлены против нее и президента Путина В.В.'. 'Абхазия почти два века с Россией, - резюмируется в документе. - Народ Абхазии считает ее гарантом своей безопасности, хорошо зная, кто является его истинным другом и кому не нравится стабильность и хрупкий мир, устоявшиеся в регионе благодаря миротворческим усилиям России, ценою жизни многих российских солдат и офицеров'.
Однако ответа на это обращение, больше похожее на крик отчаянья, из Москвы до сих пор не последовало. Напротив, по некоторым заслуживающим внимания сведениям, среди российских силовиков растет уверенность в необходимости силового разрешения абхазского конфликта.
'Хашба тут говорит, что скоро российскими спецслужбами будут ликвидированы Анкваб и Багапш, - рассказывает Александр Анкваб. - Я что, должен в это верить? Человека сегодня легко убить, особенно в Абхазии - но какие будут последствия? Жуткие, потому что авторы будут известны. Это желание Владислава Григорьевича, Нодара Владимировича, Рауля Джумковича и других'. Но главное, считают оба "кандидата" на физическое устранение (впрочем, будем считать, что это только слухи), проблемы это не решит.
'Куда мы денем избирателей, которые проголосовали за Багапша? - задается риторическим вопросом Анкваб. - Если сейчас Багапш и Лакоба (баллотировавшийся в паре с Багапшем на пост вице-президента - прим.) скажут - "мы отказываемся от всего" - вы представляете, что будет? Ситуация мгновенно выйдет из-под контроля, и никакие московские чиновники не смогут на это повлиять'.
Особо отметим, что использовать российских миротворцев, чтобы навязать Абхазии "нужную" кандидатуру, не удастся - это будет явное нарушение их мандата, чреватое весьма серьезными проблемами с международным сообществом и очередным поднятием вопроса о немедленной интернационализации миротворческих сил, размещенных в республике. Что же касается введения в Абхазию российских войск, то, считает Леонид Лакербая, 'ни у кого такой мысли нет'.
Впрочем, пока не отринут и политический путь урегулирования конфликта. 'Москвичи' настаивают на проведении повторных президентских выборов, против чего категорически возражают победители уже состоявшихся выборов и их сторонники. 'Если реально смотреть на вещи - кто им позволит провести повторные выборы? - комментирует первый зампред Абхазской гостелерадиокомпании Кристиан Бжания. - Большая часть электората проголосовала за Багапша, нельзя же не считаться с этим! Что будет на избирательных участках? Хаос!'.
'До инаугурации (предположительно, вступление в должность избранного президента Абхазии Сергея Багапша должно состояться 6 декабря - прим.) есть пара недель, - говорит Бжания. - Они должны быть использованы для примирения. В любом случае, противостояние вряд ли выльется в форму гражданской войны - чтобы стрелять в людей, нужно очень хорошо подумать о своей семье'.
Тем не менее, происходящее сейчас в Абхазии - удручает. 'Выборы были точкой на пути к независимости, но случившееся (после них) отбросило нас к послевоенному периоду', - считает Леонид Лакербая.
Как полагают некоторые сухумские наблюдатели, после всего происшедшего Москва поставила на Рауле Хаджимба жирный крест, однако и Сергей Багапш также не должен более претендовать на пост главы государства. 'Нужна кандидатура, которую воспримет всё абхазское общество, - говорит Лакербая. - Таким кандидатом считает себя Сергей Шамба'.
Бывший министр иностранных дел Абхазии, Шамба (см. его интервью "Росбалту") занял на президентских выборах третье место. Московские стратеги предполагают, что в паре с премьером Хашба он смог бы победить на повторных выборах. Однако, уверен Лакербая, план этот столь же далек от реальности, как и предвыборные заявления Шамба о том, что он выйдет во второй тур.
Все эти действия российской стороны, полагает оппозиционер Лакербая, стали следствием 'не совсем того подхода к изучению ситуации в Абхазии'. Но можно ли вообще говорить о наличии хоть какого-то осмысленного 'подхода', если за пять лет существования движения 'Айтайра' ни один из российских "специалистов по Абхазии" и не подумал заглянуть в штаб-квартиру этой организации?
Между тем, в непризнанной республике происходят те же процессы, что и на всём постсоветском пространстве: происходит смена поколений, в активный возраст вступают ребята, становление личности которых шло уже в условиях (квази)незавимости. О существовании СССР они знают только понаслышке. 'Возникает серьезный вопрос: куда будет двигаться не помнящая ни Грузии, ни благой роли России в грузино-абхазском конфликте наша молодежь? - размышляет Леонид Лакербая. - Ее отношение к нынешней ситуации резко отрицательное'.
'Мелкие интересы отдельных чиновников', считает он, пагубно сказываются на общей роли России в Абхазии. 'Если бы Грузия воспринималась здесь хотя бы процентов на пять, ситуация быстро изменилась бы в ее сторону, - констатирует Лакербая. - Российское руководство просто не осознаёт, что Абхазия - это не Карачаево-Черкесия, а совсем другая территория, с которой нужно работать'.
Однако московский курс на противостояние новой сухумской власти пока что остается прежним...
Яна Амелина, ИА 'Росбалт'. Сухуми-Москва