Posted 28 июля 2004, 09:22
Published 28 июля 2004, 09:22
Modified 2 апреля, 07:37
Updated 2 апреля, 07:37
В последние месяцы Москва перешла к активной политике, пытаясь вытеснить американцев с просторов СНГ. Отставка Анатолия Квашнина и последовавшие перестановки в российском Генштабе говорят о том, что в Кремле решили окончательно и полностью отказаться от тактики, принятой с подачи прежнего военного руководства страны.
Тотальное оставление Москвой своих военных форпостов - в Восточной Европе, Прибалтике, на Кубе, во Вьетнаме, в странах СНГ - и одновременное быстрое наступление НАТО по направлению к рубежам России привели к тому, что влияние военного фактора на формирование и проведение внешней политики России стало стремительно падать. Однако сейчас, похоже, в Кремле готовятся к серьезному броску, призванному вернуть прежние позиции.
102-я и 201-я
В авангарде военного сотрудничества с Россией в последнее время идет Армения, которая остается постоянным союзником Москвы несмотря ни на какие внутри- и внешнеполитические изменения. В подтверждение этого Армения пошла на довольно смелый шаг и передала в собственность России земельные участки и строения, которые использует дислоцированная в городе Гюмри 102-я российская военная база.
Соответствующий документ подписали в Ереване 16 июля начальник Генштаба Вооруженных сил Армении Михаил Арутюнян и советник посла России в Армении Игорь Громыко. По словам Громыко, не следует гадать на кофейной гуще, как долго останется здесь российская база: ровно столько, сколько это будет устраивать Армению и Россию.
Руководство Армении база более чем устраивает - по словам министра обороны Сержа Саркисяна, вопрос о возможности вывода российских войск из Армении является абсолютно риторическим и не достойным ответа. (Напомним, что договор о размещении российской базы на территории Армении был подписан в 1992 году сроком на 25 лет.) Фактически, Армения, передав в собственность РФ недвижимость, теряет серьезную статью дохода, которую имеют все страны, на территории которых размещены иностранные военные базы. Более того, армянская сторона взяла на себя также часть расходов за коммунальные услуги, предоставляемыми 102-й базе.
Для Армении российская военная база, а также совместная армяно-российская защита сухопутных и воздушных рубежей страны, являются на сегодняшний день надежной гарантией от возможного военного конфликта с Турцией. Как известно, Турция уже подводила свои войска к границе с Арменией в период карабахской войны и, похоже, только боязнь прямого столкновения с Россией удержала тогда Анкару от интервенции. И до сих пор 75% жителей Армении ориентированы на Россию и видят в ней основной гарант безопасности своей страны.
Однако Россия укрепляется не только в Армении, где она по сей день сильна своим влиянием, но и в странах, которые в последние годы стали объектом пристального внимания Вашингтона. Например, в Таджикистане. Так, президент Эмомали Рахмонов, в конце апреля объявивший о скором выводе российских пограничников из Таджикистана, уже в июне - после встречи с Владимиром Путиным на саммите глав СНГ - неожиданно обратился с просьбой оставить пограничников еще по меньшей мере на 2 года. Более того, Душанбе согласился бессрочно и безвозмездно уступить российской армии Нурекский центр космического слежения 'Окно', в то время как раньше требовал за него от Москвы 50 млн. долларов.
...Будучи в конце мая в Ереване, министр обороны РФ Сергей Иванов, похоже, уже готовил плохие новости для своих заокеанских коллег. В ответ на распространенную американскими СМИ информацию о том, что Россия готова вывести свои войска из Таджикистана, Иванов тогда ответил кратко: 'Это полная чушь'. События, последовавшие за этим, показали, что министр не лукавил.
Россия не только не собирается выводить из Таджикистана своих военных, но и добилась от Душанбе предварительной договоренности о подписании документа по преобразованию 201-й мотострелковой дивизии Приволжско-Уральского военного округа, дислоцированной в Таджикистане. По словам посла России в Таджикистане Максима Пешкова, осенью во время визита Владимира Путина в Душанбе будет подписано окончательное соглашение о придании 201-й дивизии статуса российской военной базы (договор об этом был подписан еще в 1999 году, однако стороны никак не могли прийти к согласию относительно его подробностей. В частности, Таджикистан требовал списания большей части своего государственного долга).
В связи с этим в Душанбе поспешили эмиссары Белого дома - первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж, а также помощник госсекретаря Элизабет Джонс, которые 17 июня провели переговоры с президентом Рахмоновым. Вероятно, результаты этой беседы были настолько неутешительны для американской стороны, что Армитидж выступил в весьма метафоричном духе. Он поздравил Рахмонова с огромными достижениями в двухсторонних отношениях... Таджикистана и России, свидетельством чего стали 'соглашения о возможности открытия российской военной базы на таджикской территории'.
Альтернативы для СНГ
В свете укрепления военного влияния Москвы, программным стало заявление Владимира Путина на заседании Совета безопасности России 19 июля: 'Мы находимся перед альтернативой: либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет 'размывание' этого геополитического пространства'.
Что касается Армении, то здесь интересы России всё более растут - правда, пока только на уровне заявлений. Во время визита премьера Андраника Маркаряна в Москву его российский коллега Михаил Фрадков отметил, что в отношениях между двумя странами есть неиспользованный потенциал для того, чтобы 'довести уровень экономических связей до уровня политического и военного сотрудничества'. 'У нас появляется интерес к приобретению дополнительных объектов в Армении', - сообщил Михаил Фрадков.
В конце июля в Ереван приехал заместитель председателя 'Газпрома' Александр Рязанов, который после встречи с руководством страны заявил о намерении компании инвестировать средства в самый актуальный на сегодня для Армении проект - строительство газопровода Иран-Армения. В общем, вполне понятно, что без "разогрева" экономических отношений, на одних лишь гарантиях военной безопасности России в Армении не удержаться. Ведь НАТО, в конечном счете, может предложить армянам тот же товар.
Тем временем Москва намерена не только повысить свой политический и экономический вес на постсоветском пространстве, но и упрочить свое военное влияние. Идет укрепление межгосударственных военных связей в рамках ОДКБ, Россия начала поставлять вооружение странам-участницам этого договора по своим внутренним ценам.
В конце мая в Ереване, на заседании Совета министров обороны стран СНГ, было заявлено о намерении реализовать проекты по созданию объединенной системы связи СНГ, программы обеспечения комплексного противодействия государств СНГ силам и средствам воздушного нападения потенциального противника.
...Помимо всего прочего, подобный боевой настрой Москвы заставляет предположить, что Вашингтону и Тбилиси будет крайне трудно добиться вывода российских военных баз с территории Грузии в обозримые сроки.
Самвел Мартиросян, ИА 'Росбалт'. Ереван