Posted 21 июня 2004, 16:36

Published 21 июня 2004, 16:36

Modified 2 апреля, 07:48

Updated 2 апреля, 07:48

Виктор Воронин: Нужно разрушить механизм отмывания героиновых денег

21 июня 2004, 16:36
В преддверии международного форума 'Антинарко 2004' начальник Главного управления Федеральной службы наркоконтроля по СЗФО Виктор Воронин рассказал об особенностях наркобизнеса на Северо-Западе России и о направлениях борьбы с ним.

В Санкт-Петербурге с 23 по 25 июня пройдет международный форум 'Антинарко 2004'. По словам начальника Главного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Северо-Западному федеральному округу генерал-лейтенанта полиции Виктора Воронина, основная задача Форума, который проводится под патронажем полпреда Президента РФ в СЗФО - содействие в разработке российской Программы противодействия распространению наркотиков. Виктор Воронин сообщил, что в дни Форума во всех городах Северо-Западного региона России пройдут мероприятия, направленные на противодействие пропаганде наркотиков. И подчеркнул, что если в прошлом году Госнаркоконтроль участвовал в заседании 'Антинарко' в качестве гостя Форума, то в этом году Федеральная служба наркоконтроля выступает в качестве его полноправного участника.

- Виктор Геннадьевич, в последние несколько лет Россию захлестнул героиновый шквал. Какова картина на Cеверо-Западе России, есть ли здесь своя специфика, отличия от других российских регионов?

- 90% героина, который поступает не только на Северо-Запад нашей страны, но и в Россию в целом, доставляется из Афганистана. При этом, по оценкам экспертов ООН, в нынешнем году в этой стране наркомафия намерена произвести не менее 600 тонн героина - по сравнению с прошлогодними 450 тоннами. Идет увеличение героиновой экспансии и на нашу страну. Однако Россия к тому же не только потребитель героина, но и транзитный путь поставки в страны Евросоюза. Это южное направление нас беспокоит больше всего. И сейчас руководство Федеральной службы Наркоконтроля, видит свою основную задачу в выявлении каналов поставки оптовых партий героина. На это мы направляем все свои усилия.

- Виктор Геннадьевич, как скажется на работе Службы ожидаемая реформа системы правоохранительных органов России?

- Реформа правоохранительных органов, которая ожидается, нас, скорее всего, затронет менее всех. Объясню почему: вследствие того, что мы - недавно созданная структура и у нас система более современна и тщательно отработана.

Это не значит, что изменения нас не коснутся - с учетом наработанной за первый год существования органов ФС Наркоконтроля практики мы подготовили предложения по совершенствованию структуры как главного управления, так и территориальных управлений. Где-то нужно усилить работу, где-то видоизменить.

Но одно из основных направлений и задач, стоящих перед службой, останется тем же - борьба с легализацией и "отмыванием" доходов от торговли наркотиков. В том числе и героиновых. Президент на последней Коллегии обозначил нам борьбу с 'отмыванием' одной из основных задач. Почему? Что бы мы ни говорили, но наркотики - это товар, товар, которым торгуют и который приносит сверхприбыль. Наряду с торговлей оружием и людьми. Так что здесь основная задача, кстати, бывших налоговых полицейских - разобраться в уже сложившемся механизме, который создан для 'отмывания' доходов от торговли наркотиками, и разрушить его.

- Есть результаты?

- Первые результаты уже есть. Есть уголовные дела по статье 174 УК РФ, которые нами возбуждены: в Карелии - два дела, одно - в Архангельской области, еще одно дело - по материалам главного управления - возбуждено буквально вчера.

Говоря об 'отмывании' доходов, полученных от торговли наркотиками, мы сегодня в каждом из уголовных дел, которые расследуем, особенно - по крупным партиям наркотиков, ставим вопрос о конфискации по суду имущества, имеющегося у субъектов уголовных дел, доказывая, что оно приобретено как результат торговли наркотиками. Эту проблему мы сейчас ставим очень остро. Практика - судебная - по 174 статье 'Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем' пока не наработана. Однако сейчас первые дела по этой статье будем передавать в суд, и обязательно расскажем об этом. Причем дела в суд пойдут уже в этом месяце. Пока это не дела крупных мафиозных кланов, торгующих наркотиками, но это - первые посылки, и эта практика будет развиваться.

- В ведение Федеральной службы Наркоконтроля наряду с другими задачами отнесены и вопросы профилактики наркопотребления. Что делается в этом направлении?

- Еще одна проблема, которую мы будем поднимать на форуме 'Антинарко 2004' и которую рассматриваем в качестве ключевой задачи, поставленной перед нашей Службой Президентом России - это профилактика. Она, по нашему убеждению, должна стать основой всей программы борьбы с наркотиками. При этом речь идет не о разрозненных действиях или мерах: сегодня мы говорим о целостной системе мер, которую необходимо создать в государстве. Сегодня же ее - этой системы - нет ни у американцев, ни у кого-то другого. Сегодня американцы, например, на противодействие наркотикам в год тратят 33 миллиарда долларов. В Таиланде по приговорам судов в год расстреливают две с половиной тысячи человек - сбытчиков. Но это - разрозненные меры, которые сами по себе проблему не решат.

Нам же сегодня необходимо разработать такую систему мер, которая способствовала бы тому, чтобы у здоровых людей не появилось желания пробовать наркотики. У наркомафии задача прямо противоположная - как можно больше расширить рынок сбыта. По принципу: больше продали - больше получили прибыли - еще больше произвели - еще больше продали.

- Говоря о наркотиках, мы, как правило, подразумеваем героин?

- Это очень важный момент. Действительно, говоря сегодня о наркотиках, пресса, как правило, подразумевает героин. Однако в настоящее время 'синтетика', синтетические наркотики - уже начинают догонять героин по уровню потребления. Мы по материалам наших уголовных дел видим: синтетика - одна из серьезнейших проблем. Синтетические наркотики легче производить. Их не надо выращивать: не нужны большие площади. Их можно производить в небольшом помещении. Рост производства синтетических наркотиков подтверждается и нашей повседневной работой: 'синтетика' изымается крупными партиями. Совсем недавно мы задержали 600 граммов - триметилфентанила. Это очень крупная партия. Наркотика, более опасного, чем даже героин, и с дозами употребления, несопоставимо меньшими, чем героиновые. Ошибка в тысячные доли грамма зачастую становится для наркомана смертельной. Поставка велась в Калининград.

- Каковы же 'направления движения' наркотиков в регионе?

- Основное направление: Юг - Санкт-Петербург. Из Санкт-Петербурга уже идет распределение по другим направлениям: в Западную Европу, Прибалтику, Скандинавию. По европейской части России - Мурманск, Карелия, Коми,

Правда, подобное правило действует не всегда. Есть факты, когда героин сперва завозится в республику Коми, а затем уже из Сыктывкара переправляется в Санкт-Петербург. Преступники избрали такой путь в расчете, что на этом направлении контроль слабее. Просчитались.

- Как складывается взаимодействие с территориальными комиссиями по противодействию распространению наркотиков в субъектах Федерации Северо-Запада России?

- Мы не слишком удовлетворены работой комиссий сегодня, и я буду говорить об этом на 'Антинарко 2004', а затем и на совещании с полномочным представителем Президента. Сегодня комиссии при губернаторах работают недостаточно эффективно. Не потому, что они не хотят работать: иногда просто не умеют. В большинстве субъектов Северо-Запада России комиссии созданы, но не везде. В Ненецком автономном округе, например, такой комиссии до сих пор нет. Да и созданные комиссии нередко работают достаточно формально.

А самое главное, что работа этих комиссий должна быть постоянной. Это не значит, что они должны заседать каждый день. Но они должны работать в районах, в каждом муниципальном образовании. Да в каждом дворе! Потому что только когда каждый участковый, каждый дворник, каждый глава муниципального образования, каждый депутат возьмется за эту работу и будет заниматься ею не формально, а по существу, тогда мы сможем одолеть эту заразу, тогда мы дойдем до реального результата. Если же все останется, как есть, а мы так и будем продолжать, как все эти десять лет, бороться с угрозой, при которой она развивается сама по себе, а те, кто с ней борется - сами по себе, ничего хорошего не получится. Следует иметь в виду, что это - борьба. Борьба экономическая. Борьба - в определенной степени - политическая. Для нас, в первую очередь, правовая.

Конечно же, очень просто говорить, что нужно ребенка 'загрузить' спортом, отвратить его от наркотиков. Но что делать в ситуации, когда сегодня с одной - стороны, мы экономически не готовы, а с другой - существует реальное противодействие? Мы ведь имеем дело не с эфемерным - с совершенно реальным противником, который пытается продать наркотики и целенаправленно создает систему сбыта и потребления.

- Кто непосредственно занимается поставками героина в Санкт-Петербург?

- Героин в Санкт-Петербург, к сожалению, в основном поставляют таджикская, азербайджанская преступные группировки. Это их бизнес, они же здесь и распределяют доставленный наркотик. Мы на сегодняшний день наработали материал и знаем круг людей, которые этим занимаются. Мы знаем, где продаются наркотики. Знаем - как. Наша задача - закрепить выявленное преступление доказательствами: или путем проведения 'проверочной' закупки, или другими оперативными путями. Работаем. Повторяю еще раз: наша задача - перекрыть каналы поставок наркотиков, задерживать не тех, кто потребляет наркотики, а тех, кто поставляет.

- Однако, введение Постановлением правительства РФ 'разовых доз" наркотика вызвало у Федеральной службы активные протесты...

- Правительство приняло Постановление - мы будем его исполнять. Но: 0,1 грамма героина - 1 'разовая доза' - в соответствии с Постановлением, что это такое? Это три смертельных дозы для человека. Если же говорить о юридической ответственности, она наступает с момента задержания с 1 граммом чистого героина. Это - 10 разовых доз. Путем несложной арифметики получаем: человек, который хранит в кармане такое количество наркотика, может убить им 30 человек. Правилен такой подход или нет? Если вспомнить историю, то список и перечень наркотиков, запрещенных к обороту, определила Конвенция ООН от 1961 года. Постановление Правительства РСФСР от 1989 года эту Конвенцию утвердило. Нынешнее же Постановление Правительства РФ с этой Конвенцией несколько расходится. Федеральная служба Госнаркоконтроля намерена выйти в Правительство с предложением внести изменения в Постановление с тем, чтобы оно не противоречило Конвенции Организации Объединенных Наций. Вообще имело бы смысл уйти от понятия 'разовых доз'. Кстати, взгляните на опыт наших ближайших соседей: в Эстонии - у них вообще в любой форме хранение, ношение, сбыт любого количества наркотиков запрещено и карается законом.

Беседовал Андрей Копланов, ИА 'Росбалт'

Подпишитесь