Posted 17 марта 2004, 13:51

Published 17 марта 2004, 13:51

Modified 2 апреля, 08:34

Updated 2 апреля, 08:34

"Визит сердца" в Ереван перед походом на Батуми

17 марта 2004, 13:51
Насколько искренне Михаил Саакашвили стремится растопить лёд в армяно-грузинских отношениях и удастся ли ему это - покажет время. До сих пор эти отношения носили гротескно-подозрительный характер...

Не успел Михаил Саакашвили вернуться из Армении, как ринулся в бой в Аджарию. Еще 13 марта он был в Ереване, а уже 14-го утром штурмовал границу мятежной автономии в окружении спецназа. Является ли это простым совпадением или результатом неких гарантий, полученных грузинским лидером в Армении?

Что Саакашвили хочет от Армении?

На этот вопрос ответить нетрудно. Наиболее щепетильной проблемой в отношениях с Ереваном для Тбилиси является армянская община в Грузии. По официальным данным, в Грузии проживает 250 тыс. армян, хотя неофициальные источники утверждают, что их там около 400 тыс. Основная их часть проживает в Тбилиси, Самцхе-Джавахетии, Цалкском и Марнеульском районах и Аджарии.

Самцхе-Джавахетский район является давней головной болью грузинских властей. Первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа в свое время сделал всё, чтобы настроить против Тбилиси грузинских армян. Под лозунгом 'Грузия - только для грузин' он пытался проводить меры по методичному вытеснению армян с грузинской территории. Тогда были объединены регионы Самцхе и Джавахетия, в результате чего доля армянского населения была снижена с 85% до 53%. Кроме того, Гамсахурдиа пытался провести законы, принуждающие армян продавать свои дома только грузинам, запрещал им использовать земли на расстоянии 20 км от границы с Арменией.
Подобные меры, естественно, приводили только к конфронтации, и в регион несколько раз посылались под разными предлогами грузинские войска, которые либо разоружались местными армянами, либо отправлялись обратно домой.

В несколько ослабленном варианте политику Гамсахурдиа продолжил Эдуард Шеварднадзе. Самцхе-Джавахетия продолжала и продолжает оставаться одним из самых отсталых регионов Грузии. Для примера: практически единственным работодателем в Ахалкалаки является российская военная база. В случае ее закрытия армянское население окажется в практически безвыходном положении - останется либо выехать из Грузии, либо бунтовать против ее властей.

С приходом к власти Михаила Саакашвили у джавахкских армян появились определенные надежды на улучшение ситуации. Сразу после его избрания, армянские организации обратились к нему с посланием, прося предоставить району автономию. Их стремление поддержала партия 'Дашнакцутюн', входящая в правящую коалицию Армении. На съезде этой партии 17 февраля была принята резолюция, в которой партия поддержала стремление армянского населения Джавахка 'преодолеть тяжелую ситуацию, сложившуюся в крае в результате дискриминационной политики прежних властей Грузии'.
'Дашнакцутюн будет поддерживать стремление армянского населения Джавахка к преодолению тяжелой социально-экономической ситуации, развитию культурной и образовательной сфер, к закреплению в Конституции Грузии своего права на автономию'. Это заявление одной из влиятельнейших партий Армении, к тому же находящейся у власти, вызвало беспокойство в Тбилиси.

Действия прежних грузинских властей привели к тому, что в Джавахетии потенциально наличествует очередной очаг конфликта. К тому же Тбилиси не даёт покоя размещенная в регионе российская военная база, на которой работает большинство местных армян. Немаловажным фактором является также и то, что Самцхе-Джавахетия - единственный после Аджарии район, где Грузия имеет сухопутную границу с Турцией.

Вероятно, именно этот факт особо волновал Михаила Саакашвили перед приездом в Ереван, особенно после заявлений 'Дашнакцутюн'. Но Роберт Кочарян смог успокоить коллегу. На совместной пресс-конференции в Ереване президенты двух стран заявили, что у них - удивительное сходство позиций по вопросу армянской общину в Грузии. Кочарян заверил Саакашвили, что Ереван считает эту проблему полностью внутренним вопросом Грузии.

Саакашвили в свою очередь посоветовал даже не думать в направлении получения автономии. 'Любая попытка взорвать ситуацию обречена на провал. Во-первых, потому, что у президента Армении в этом вопросе принципиальная позиция, и, во-вторых, ситуация взрывоопасна и чревата большими опасностями. Я не советую об этом даже думать', - погрозил пальцем Михаил Саакашвили. Правда, он заявил, что намерен сделать всё для улучшения социально-экономического положения населения данного региона.

Таким образом, Саакашвили заручился поддержкой Кочаряна в вопросе Джавахетии, что называется, "прикрыл тылы", оставил для себя открытой часть сухопутной границы с Турцией и ринулся на непокорную Аджарию.

Что Армения хочет от Саакашвили?

Если глава Грузии и решил свой основной вопрос с Арменией, то у Еревана таковых осталось к Тбилиси немало. В экономическом плане Грузия продолжает оставаться ненадежным партнером для Армении. Около 80% армянских грузов следует грузинским транзитом. При этом для Армении льготы по транзиту более чем в 2 раза меньше, чем у Азербайджана. Серьезной проблемой являются и незаконные поборы со стороны грузинских таможенников, в результате которых тарифы за провоз грузов и нефтепродуктов, по словам армянских бизнесменов, увеличиваются вдвое. Правда, Саакашвили в Ереване заявил, что намерен сделать так, чтобы льготы для Армении были, по крайней мере, не ниже, чем для других стран региона.

Немаловажными являются и "гуманитарные" проблемы. В Армении постоянно поднимается вопрос о так называемой 'картвелизации армянских церквей' в Грузии, проводимой прежними властями и заключающейся в перестройке армянских религиозных памятников на грузинский манер. С дальнейшим их преподнесением в качестве исконно грузинских...

Другим замалчиваемым проблемным вопросом является снос основной части армянского кладбища Ходжаванк в Тбилиси. Сейчас практически всё кладбище снесено (остался лишь Пантеон, где сохранены могилы виднейших деятелей армянской культуры). На этом месте строится грандиозная резиденция Католикоса и Патриарха Всея Грузии Илии II. 'Кости и надгробные камни набивались в грузовики и вывозились на мусорные свалки. Это место проклято. С еще недостроенной резиденции уже три раза падал крест', - рассказывает один из тбилисских армян.
Понятно, что такие действия уязвляют национальную гордость тбилисских армян, которые в считают этот город своим родным - до революции Тифлис был армянской культурной столицей, подавляющее большинство градоначальников были армянами.

"Визит сердца" с дальнейшей перестрелкой

В Ереване Саакашвили оставил впечатление человека, желающего наконец-то сделать всё для нормализации отношений между двумя соседними странами, которые теснейшим образом связаны как экономически, так и культурно-исторически. Потенциал для этого есть, но нужны серьезные и честные усилия с обеих сторон. По крайней мере, эмоциональный настрой заявлений президента Грузии говорил о его стремлении идти именно этим путем. Саакашвили много рассказывал о своих положительных эмоциях, заявил, что приехал в Армению с 'визитом сердца'...

Правда, дотошные армянские СМИ тут же обнаружили, что и в столице Азербайджана грузинский лидер высказывался практически в тех же выражениях. Приведем лишь несколько примеров сравнений, сделанных агентством PanARMENIAN.Net:

В Ереване - 'Я надеюсь многому научиться у Роберта Кочаряна и перенять всё, что можно перенять'.
В Баку - 'Я стараюсь поучиться у Ильхама Алиева'.

В Ереване - 'Организованность в Армении может быть хорошим примером для Грузии'.
В Баку - 'С Азербайджана мы можем брать пример'.

Ну, и так далее...

Одно ясно: руководству двух стран придется еще много поработать, чтобы превратить отношения между Грузией и Арменией из гротескно-подозрительных в действительно добрососедские. А то, что эти отношения сейчас и вправду гротескные, показал вечерний поход Кочаряна и Саакашвили в джаз-клуб 'Арагаст' в центре Еревана. Прямо в тот момент, когда президенты в неформальной обстановке приобщались к искусству, буквально в 40-50 метрах от 'Арагаста' произошла крупная криминальная разборка - со стрельбой и поножовщиной; пятеро человек были госпитализированы с огнестрельными и колотыми ранами. Ереван давно не видел такого масштабного сражения, особенно - в присутствии двух президентов и их многочисленной охраны.

Самвел Мартиросян, ИА 'Росбалт'. Ереван

Подпишитесь