Posted 11 марта 2004, 12:11
Published 11 марта 2004, 12:11
Modified 2 апреля, 08:38
Updated 2 апреля, 08:38
'Суицидный терроризм' - так ученые называют готовность пожертвовать своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели. Лидеры экстремистских организаций причисляют самоубийц-террористов к 'борцам за веру' и возносят их в ранг святых.
Из истории известно немало примеров того, как люди приносили себя в жертву идее. В том, что одни считали отвагой и верхом самопожертвования, другие часто видели фанатизм. Рассудить, кто был прав, подчас нелегко и сегодня. Однако готовность уничтожить вместе с собой еще несколько десятков людей, чья вина, в лучшем случае, заключена в их принадлежности к ненавидимым этносам, конфессиям или стилям жизни, едва ли можно оправдать даже самыми высокими целями.
Так, по крайней мере, будет рассуждать гуманист-европеец, для которого главная ценность - человек. Пожалуй, феномен 'шахидов' стали одним из самых серьезных вызовов, с которым гуманистическое мировоззрение столкнулось в последнее время.
О террористах-самоубийцах заговорили в конце 60-х, когда члены Палестинской организации Национальный Фронт освобождения Палестины захватили самолет, летевший из Рима в Израиль, и взорвали себя вместе со всеми пассажирами, находившимися на борту воздушного судна.
В 80-е годы наиболее значимые акции самопожертвования с использованием автомобилей-бомб были зафиксированы в ливанском Тире (нападению подверглась штаб-квартира израильских войск, где погибло 141 человек), а также в Бейруте (атака на посольство США унесла 63 жизни американских морпехов).
На этом поприще преуспели: Исламское движение сопротивления (Хамас ) и Палестинский исламский джихад на оккупированных Израилем территориях, Хезболлах (Партия Аллаха) в Ливане; Египетский исламский джихад и Гамаа исламия (Исламская группа) в Египте; Вооруженная исламская группа (GIA) в Алжире; международная группа Баббар Халса (BKI) в Индии; Тигры освобождения Тамил Илама (LTTE) в Шри-Ланке; Рабочая партия Курдистана в Турции; Аль-Каида ('Надежная основа').
Специалист Лондонского Международного института стратегических исследований Кристофер Лэнгтон следующим образом комментирует распространение суицидного терроризма в последнее время: это дешевое оружие, у которого самая совершенная система наведения, известная человечеству. Его легко спрятать. Самая умная бомба в пентагоновском арсенале не может притвориться беременной женщиной. Лидеры экстремистов поняли, что акты смертников как тактическое оружие имеют массу преимуществ. При минимальных затратах средств можно получить максимальную эффективность поражения и общественного резонанса.
Попытки составить образ современного самоубийцы идущего на смерть во имя высоких идей осуществлялись неоднократно. Агентство новостей США после сотого террористического акта смертника в октябре 2001 года приводило статистику, согласно которой почти все самоубийцы были моложе 30 лет, 68% из них в возрасте от 17 до 23 лет, 83% из них не были женатыми. Среди них не было ни одной женщины. Исполнителей террористических актов оказались достаточно образованными людьми. 46% из них закончило колледжи, 31% имело высшее образование, и только 23% входили в категорию лиц, прервавших школьное образование.
Среди смертников оказалось немало людей, которые сами не испытывали финансовых проблем и не были беженцами. Многие из них проживали в Европе и США. Это, впрочем, не означает, что ощущение жизни в мире несправедливости и национального угнетения им чуждо. 'Вирус неполноценности', сохранившийся в арабском мире еще со времен колониализма, создает высокий потенциал для конфликтов.
В России у суицидного терроризма своя история и своя специфика.
Для Кавказа это явление в целом чуждое. По горным законам Адата самоубийство всегда считалось очень большим грехом, и человек, совершивший суицид, обрекает себя и свой род на проклятие на многие десятилетия. Горец обязан быть победителем, каковым не может считаться человек, решивший самостоятельно уйти из жизни.
В качестве самоубийц-террористов выступают не гордые 'воины ислама', готовые пожертвовать своей жизнью ради высоких идей, а изгои. Появление большого количества таких изгоев в чеченском обществе - результат военных действий последнего времени. Эти люди стали отверженными для своих соплеменников. В традиционном обществе чеченцев им никто не окажет помощи, никто не предоставит работу, никто не накормит. В России их, конечно, тоже не ждут с распростертыми объятиями.
В этой категории людей с пониженным социальным статусом оказались семьи, по традиционным представлениям, покрытые позором. Причиной могло служить изнасилование женщины или гибель мужчины, не сумевшего защитить свой дом от врагов. В результате эта категория граждан оказывалась в ситуации двойного отвержения - со стороны своих земляков и российского общества.
Эта группа и стала резервом, из которого исламистские идеологи вербуют 'шахидов' и 'шахидок'. В сегодняшней Чечне их - десятки тысяч. Среди них - много женщин, потерявших мужей и сыновей, подвергшихся насилию. Потому суицидный терроризм в России - всё чаще с женским лицом. Ненависть к 'русскому агрессору', боль от утраты родных - всё это существенно упрощает процесс психологической 'обработки' и формирования фанатичного бойца-мстителя.
Люди, вступающие на тропу суицидного терроризма, принимают присягу, которая требует беспрекословного подчинения приказу даже в случае собственного с ним несогласия, иначе - смерть. Дисциплина, аскетизм, основанная на религиозных представлениях пропаганда... Не редко в процессе подготовки террористов-самоубийц используют и наркотики. После прохождения полного 'курса обучения' личность тренируемого 'шахида' претерпевает серьезные изменения.
Женщин, вступивших на путь войны, в Чечне называются осуждающим словом 'джеро' (вдова). Хранительницы очага, занявшиеся мужским делом, уже никогда не смогут вновь стать благопристойными женщинами. Их подготовка ничем не отличается от подготовки 'шахидов', учатся они в общих группах, где законы, устанавливающие особый статус женщины, не действуют. По окончании этих тренингов они уже не ценят ни собственную, ни чужую жизнь.
Рецептов того, как решить проблему террористов-самоубийц, на сегодняшний день не существует. Пока есть среда, из которой легко вербовать смертников, пока есть деньги на их подготовку, люди будут взрываться.
Олег Архаров