Posted 9 июля 2003, 10:39
Published 9 июля 2003, 10:39
Modified 2 апреля, 11:18
Updated 2 апреля, 11:18
Последний месяц ознаменовался беспрецедентными заявлениями турецких официальных лиц о возможном потеплении отношений с Ереваном. Впервые за 10 лет блокады из Анкары прозвучали слова о возможном открытии границ с Арменией. Впрочем, этот, на первый взгляд, неожиданный поворот целиком вписывается в картину стратегического соперничества между США и Россией за влияние на Кавказе.
Турецкий марш
Турецкая пресса, которая находится под влиянием высшего военного руководства страны, в последние дни прогнозирует скорое открытие армяно-турецкой границы. В турецких СМИ появилась информация о тайных переговорах начальника управления разведки и аналитики внешнеполитического ведомства Турции Кадри Эджвет Тезджана с представителями армянской диаспоры США. Согласно турецким источникам, буквально в ближайшие недели произойдет открытие участка железной дороги Карс-Гюмри, связывающей Турцию с Арменией.
Однако действия Турции на армянском направлении пока вряд ли можно назвать последовательными: официальные лица в Анкаре постоянно противоречат друг другу. "Мы желаем восстановить наши отношения с Арменией", - заявил министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль. При этом Гюль отметил, что улучшение отношений требует от обеих сторон определенных шагов, и руководители внешнеполитических ведомств Турции и Армении намерены подойти к этому вопросу с новой энергией.
Советник министра иностранных дел Турции Удур Чиял заявил в Вашингтоне, что его страна продолжает диалог с Арменией с целью установления добрососедских отношений.
В то же время премьер-министр Турции Реджеб Эджевит заявил, что ни о каком потеплении между Ереваном и Анкарой речи быть не может, пока Армения не пойдет на определенные, уже давно всем известные уступки.
Следует отметить, что Турция уже на протяжении десяти лет ставит несколько условий для начала возможного диалога с Армений. Основными требованиями являются: отказ от международного признания геноцида армян, отказ от территориальных претензий к Турции, решение карабахского конфликта. Примечательно, что в последних заявлениях турецких официальных лиц последний пункт о Карабахе был снят. Подобный шаг Анкары уже сам по себе симптоматичен, так как предоставляет Еревану новые возможности для политического маневра.
Власти Армении уже давно пытаются дистанцироваться от болезненной темы признания геноцида армян в начале XX века и возвращения армянских территорий, негласно "скинув" эту проблему на армян диаспоры. Именно армянские организации в США, Франции, Ливане и других странах ведут активную деятельность, пытаясь через местные власти надавить на Турцию. Оставив в стороне и карабахский вопрос, Ереван сможет активно пойти навстречу Анкаре.
Цена вопроса
Турция начала блокаду Армении в 1993 году, полностью перекрыв все границы. Через год воздушная граница всё же была открыта. После закрытия абхазского участка железной дороги Армения фактически оказалась в блокаде. Сегодня все грузы в страну поступают исключительно по воздуху или автомобильным транспортом, через иранскую и грузинскую границы, что крайне отрицательно сказывается на экономическом положении страны.
По прогнозам, Армения выиграет от 600 млн. до 1 млрд. долларов в год от открытия железнодорожного сообщения с Турцией. Самой Турции разблокирование также крайне выгодно, так как поможет вывести из коллапса экономику Барской области, которую вследствие низкого уровня жизни покидает турецкое население. При этом район Карса сейчас всё больше оказывается под влиянием курдов, что противоречит политике турецких властей.
Кавказский акцент Вашингтона...
Знаменательно, что Соединенные Штаты в последнее время явно усиливают давление на Турцию, побуждая ее пойти на сближение с Арменией. Совет по внешним связям США уже опубликовал в турецкой прессе исследование, утверждающее, что в случае открытия границы с Арменией финансовые возможности Турции в сферах энергетики, торговли и туризма могут соответствовать примерно 1 млрд. долларов в год. По мнению американцев, благодаря открытию наземных и железнодорожных коммуникаций Турция станет неоценимым "мостом" между Европой и Азией.
Восстановление железнодорожных отрезков Карс-Ереван и Карс-Гюмри сделает возможным реализацию региональных энергопроектов, в результате чего снизятся энерготарифы, что в свою очередь приведет к активизации турецкой экономики.
Таким образом, налицо экономическая польза от открытия границы и для Армении, и для Турции, хотя у этого вопроса есть и вторая - политическая сторона. Неожиданные и неоднозначные реверансы Анкары в сторону Еревана прозвучали в урочный час. Учитывая разгорающийся интерес США к региону, можно предположить, что разговор о разблокировании Армении Турция начала именно с подачи американских друзей.
...и Москвы
После окончания войны в Ираке как США, так и Россия взялись за Южнокавказский регион, пытаясь усилить здесь свое влияние. Грузия, несмотря на свою откровенно антироссийскую риторику, в последние несколько месяцев уверенно дрейфует в направлении Москвы. На повестке дня уже стоит вопрос об открытии в течение ближайших полутора лет абхазского участка железной дороги, что приведет к физической стыковке оси Россия - Армения - Иран и ослаблению влияния США в регионе.
Иран, со своей стороны, тоже проявил активность в деле развязывания "абхазского узла". Недавно в Тбилиси приезжал генеральный директор железных дорог Ирана, который провел переговоры относительно расширения железнодорожного обмена в регионе.
Россия также добилась беспрецедентных уступок от Тбилиси в плане сохранения своего присутствия в Абхазии. Замминистра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявил, что уже готов проект соглашения, по которому российские миротворческие силы, находящиеся в зоне грузино-абхазского конфликта, смогут получить бессрочный мандат.
Американцам не удалось свести на нет и влияние "Газпрома" на Южном Кавказе. Несмотря на то, что советник президента США по вопросам энергетики Стивен Манн и посол США в Грузии Ричард Майлз каждый по отдельности предупредили грузинское руководство о том, что сотрудничество Грузии с "Газпромом" ослабит экономическую жизнеспособность будущего газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, и потребовали согласовывать свои шаги с американским руководством, официальный Тбилиси повёл себя совершенно нетрадиционно.
Эдуард Шеварднадзе в ответ заявил: "Сотрудничество Грузии с Россией в энергетической сфере не только продолжится, но и во многом углубится". По его словам, в ближайшие 2-3 года Грузия не сможет обойтись без российского газа, и вопросы сотрудничества с "Газпромом" будет решать она, а не советники США.
На днях уже армянское правительство подписало с "Газпромом" соглашение о поставках природного газа в страну, причем официальный Ереван даёт понять, что в скором времени "Газпром" будет монопольным поставщиком газа в Армению.
Смена вектора?
Таким образом, налицо усиление влияния России в регионе, и - что особо неприемлемо для США - ее "стыковка" через Кавказ с Ираном. Поэтому открытие (по совету Вашингтона) армяно-турецкой границы и разблокирование железной дороги может изменить ситуацию, переориентировав Армению с иранского направления на турецкое. Кстати, в Армении уже звучат опасения, что после открытия границы и налаживания прочных экономических контактов, турецкая экономика может просто "проглотить" армянскую.
Несмотря на близость Армении с Ираном и наличие огромной массы неразрешенных армяно-турецких вопросов, которые уже давно вросли корнями в психологию обоих народов, экономическая составляющая способна, минуя культурное неприятие, связать Армению с Турцией в единую упряжку.
Кто будет возницей?
Самвел Мартиросян, Ереван