Posted 3 мая 2003, 13:47
Published 3 мая 2003, 13:47
Modified 2 апреля, 11:44
Updated 2 апреля, 11:44
Одним из наиболее ощутимых и зримых результатов завершившейся военной операции США и Великобритании в Ираке стали массовое мародерство, разрушение инфраструктуры, уничтожение культурного и исторического наследия страны руками самих иракцев.
То, что происходит в Ираке после падения режима Саддама Хусейна, можно было бы назвать обычной анархией, присущей любым послевоеннным временам, естественным хаосом, вызванным исчезновением многолетней диктатуры. Однако анализ англо-американской военной политики времён Второй Мировой войны заставляет усомниться в "спонтанности" и "естественности" иракского хаоса.
Действия английских и американских войск во время Второй Мировой войны следовали той же логике, что и теперь в Ираке. С одной стороны - естественный ход военных сражений на фронтах. С другой - всё возрастающий вал ковровых бомбардировок мирных городов Германии и Японии. По мнению многих исследователей, самые разрушительные бомбовые удары, которые продолжались с января по апрель 1945 года, не имели никакого военного значения - к этому моменту исход войны фактически был предрешен.
Чем ближе была победа на европейском театре военных действий, тем больше ставка делалась на авиацию, которая была призвана не только подрывать военную мощь гитлеровской Германии, но и неумолимо и целенаправленно уничтожать немецкие города. В 1944 году британский военный министр Джеймс Григг, представляя парламенту проект бюджета армии, выразился следующим образом: "Для выполнения плана английских воздушных сил уже занято больше рабочих, чем для выполнения плана вооружения армии, и я беру смелость сказать, что на изготовлении одних только тяжелых бомбардировщиков занято столько же рабочих, сколько на выполнении плана всей армии".
Четверть от общего веса сброшенных союзниками бомб, или почти вдвое больше, чем было использовано против всех промышленных объектов, приходилось на немецкие города. Происходило то, что называлось официально "подрывом морального духа немецкого народа". В последние месяцы войны англо-американской авиации удалось сравнять с землей более 60 крупных городов Германии. Практически полностью были уничтожены Штутгарт, Дрезден, Хайлброн. Во Фрайбурге сохранили только готический храм, и то по чисто прагматическим соображениям - он служил хорошим ориентиром для авиации. Была практически стерта с лица земли именно немецкая история, а не только германская военная машина.
На тихоокеанском фронте США развернули аналогичную кампанию по истреблению "японского духа". Из 160 тысяч тонн бомб, сброшенных непосредственно на территорию Японии, лишь 56 тыс. тонн пришлось на военные и нефтеперерабатывающие заводы, аэродромы, арсеналы и другие стратегические объекты. Весь остальной смертельный груз был использован во время методичных ковровых бомбардировок мирных городов. Причем, для усиления эффекта бомбометаний использовались особо ветренные дни - японские деревянно-бумажные постройки так лучше горели.
Согласно лишь недавно опубликованным материалам о бомбардировке Токио, которая произошла примерно за месяц до применения Соединенными Штатами атомного оружия, американское командование специально несколько раз откладывало эту акцию, дожидаясь "благоприятных" сводок от метеорологов. По свидетельству очевидцев, в день бомбардировки, когда бушевал долгожданный для американских военных ветер, пожар в Токио распространялся так быстро и был настолько сильным, что люди не могли спастись от огня даже в реках, которые закипали от невыносимого жара. В этот день погибло более 100 тысяч японцев, то есть больше, чем непосредственно в дни атомных ударов, которые последовали чуть позже.
Что касается атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки в самом конце войны, когда Япония уже готова была капитулировать, то тут и говорить нечего - акция не преследовала никакой иной цели, кроме "воспитательной".
"Мы благодарим бога за то, что она появилась у нас, а не у наших противников, и мы молим о том, чтобы он указал нам, как использовать ее по его воле и для достижения его цели". Это слова президента Трумэна об атомной бомбе. Не зная контекста, можно подумать, что речь идет о некоем высшем предназначении ветхозаветного патриарха, цель которого - перевоспитание всего рода человеческого.
Сегодня примерно такие речи поются во славу будущей демократии в Ираке. Здесь тоже есть "материал" для перевоспитания. Народ Ирака, как известно, погряз в невежестве и непонимании прав человека. Но он не виноват в этом - истинной причиной зла являлся Саддам Хусейн. Теперь же, когда его нет, пора вернуть иракский народ в лоно цивилизованного мира. Однако, для облегчения воспитательной работы следует освободить народ от всех его нехороших комплексов, которые, конечно же, коренятся в его мрачном прошлом.
Прошлое, история, собственная культура, выходящая за рамки быта - всё это крайне затрудняет экспорт демократических ценностей, которые, по словам американских властей, должны стать вершиной истории Ирака. Старый Вавилон должен быть повержен...
Сценарий примерно тот же, что и в случаях с Германией и Японией - изменены лишь детали и декорации. Период разрушительных бомбёжек и ракетных ударов оказался покороче, а "вивсекция" иракской истории прошла намного быстрее, чем в эпоху Второй Мировой. Нескольких дней хватило на полное разграбление и уничтожение музеев, библиотек и архивов, после чего иракский народ лишился прошлого. Теперь можно заняться его освобождением и перевоспитанием...
Вот слова Джорджа Буша-младшего: "Я всегда говорил, что демократия дается нелегко. Непросто превратиться из рабов в свободных людей. Но это произойдет, потому что основной инстинкт человека состоит в том, чтобы быть свободным".
То, что свобода была предоставлена в первую очередь инстинктам, и именно инстинкты стали движущим фактором "освобождения" иракского народа от гнета собственной истории - теперь яснее ясного.
Сейчас можно ожидать повторения германо-японского сценария. После катастрофических ковровых бомбардировок немецких городов те же армады англо-американских самолетов сбрасывали на головы оставшихся в живых мирных жителей тонны шоколадок и жевательных резинок с изображением веселого Микки Мауса. И что удивительно, люди, которые непреходящим страхом за свои жизни и тотальным разрушением их мира были ввергнуты в помраченное состояние, хорошо запоминали именно сброс "гуманитарных грузов". Многие пожилые немцы до сих пор вспоминают эти дни, в течение которых им на головы сыпались сладости и консервы, как лучшие в жизни.
После этого и был запущен знаменитый план Маршала, в результате чего измученные войной немцы перестали воспринимать реальность, выходящую за рамки экономического благосостояния, которое проще было бы назвать "бюргерским раем", где нет места немецкой философии, романтикам, Гёте, Шиллеру и прочим пережиткам великой Германии.
Именно так происходило то, что называлось в документах "программой по перевоспитанию немецкого народа". Данная программа была очень успешной - Германия до сих пор не может отойти от летаргического сна, в который была ввергнута в последние месяцы и дни войны. По сей день черезмерное увлечение Вагнером и Ницше или просто заучиванием народных песен рассматривается как опасная черта, после которой возникает угроза неофашизма.
Германия 50 лет стремилась полностью уничтожить воспоминание о своем прошлом, немцы попросту стесняются своей истории, многих конфузит сам факт рождения немцем. ФРГ уже долгое время была как бы тенью, двойником США. Только в последние годы проявились слабые признаки собственной политической активности, которая пока сводится к непродуманным и спонтанным попыткам идти наперекор внешнеполитической линии Соединенных Штатов.
...С Ираком будет проще. Его народ уже успел 12 лет пожить в условиях санкций и полной изоляции наедине с кровавым диктатором Хусейном. Не без помощи США, которые поспешили закончить "на полуслове" войну в Заливе в 1991 году и запереть саддамовский Ирак на железный засов...
Теперь американцам и англичанам осталось снять урожай. Иракская культура, история стараниями самих иракцев испарились. Впору запускать новый "план Маршала" по заваливанию завоеванного Ирака Микки Маусами и другими достижениями американской массовой культуры.
После голода, войны и разрухи иракский народ поспешит отказаться от всего своего мрачного прошлого, дабы пойти навстречу светлому будущему, в котором, по словам всё того же Дж. Буша-младшего, "Ирак будет служить примером мира, процветания и свободы для всего Ближнего Востока. Это будет трудный путь, но, двигаясь по этому пути, Ирак на каждом шагу будет иметь надежного друга в лице американского народа".
Самвел Мартиросян, Ереван