Posted 1 ноября 2018, 14:21
Published 1 ноября 2018, 14:21
Modified 30 марта, 18:18
Updated 30 марта, 18:18
Американский боевик «Хантер Киллер» не получил прокатное удостоверение (документ, разрешающий показывать фильм на территории России) от Министерства культуры РФ. Премьера картины была намечена на 1 ноября.
Как сообщили в самом Минкульте, такое решение принято из-за отсутствия отметки о сдачи фильма на постоянное хранение в Госфильмофонд России.
По данным министерства, компания сдала жесткий диск с фильмом в Госфильмофонд России 24 сентября, однако копия была ненадлежащего качества. «Второй жесткий диск поступил в ГФФ только 30 октября, то есть фактически перед выходом ленты в прокат. Очевидно, что в столь короткие сроки Госфильмофонд России не мог произвести проверку диска и принять экземпляр фильма на постоянное хранение», — пояснили в министерстве агентству «Москва».
Трейлер фильма «Хантер Киллер» № 1
Очевидно, что из-за такого повода фактически запрещать прокат фильма за сутки до премьеры — это слишком. Кинотеатры давно внесли боевик в расписание и уже понесли убытки. И причины для таких санкций к кинокартине должны быть более весомые, чем плохая копия (как вообще можно сделать плохой цифровую копию нового фильма?) для Госфильмофонда.
Возможно, разгадка столь жесткого следования букве закона кроется в сюжете самого боевика, а также в дате выхода «Хантера Киллера».
В фильме рассказывается, как одноименная подлодка вместе с подразделением Военно-Морских сил США пытается спасти захваченного в заложники президента России по фамилии Закарин. Пленил же его министр обороны страны адмирал Дмитрий Дуров, совершивший военный переворот. В картине, помимо голливудских актеров Олдмана и Батлера, задействованы и российские актеры: Михаил Горевой, Юрий Колокольников, Александр Дьяченко и Игорь Жижикин.
Трейлер фильма «Хантер Киллер» № 2
Фильм, кстати, уже успели запретить еще в одной постсоветской стране — на Украине. Как сообщает ТАСС, местный Минкульт сослался на «Закон Украины о кинематографии», запрещающий прокат на территории Украины фильмов, в которых демонстрируется мощь российской армии.
Также сообщается, что 1 ноября в российский прокат также выходит фильм Тиграна Кеосаяна «Крымский мост. Сделано с любовью!».
Пока неизвестно, как сложится судьба «Хантера Киллера» в России. Возможно, картине все-таки выдадут прокатное удостоверение, но позже. Возможно, фильм так и не выйдет на экраны. В любом случае, боевик уже пополнил ряды кинофильмов, у которых были проблемы с российской цензурой.
А таких кинокартин за последние 20 лет набралось уже более десятка. Вот некоторые (далеко не все) примеры фильмов, так или иначе подвергшихся цензуре в России.
«Смерть Сталина»
В январе 2018 года министерство культуры РФ приняло решение отозвать прокатное удостоверение у британского фильма «Смерть Сталина» после «общественного просмотра» ленты. Как отметил глава Общественного совета Юрий Поляков, «Смерть Сталина» не должна демонстрироваться в России из-за признаков «идеологической борьбы». На самом деле это комедия о борьбе советских вождей за власть после смерти Сталина в марте 1953 года.
«Номер 44»
Такая же история, как со «Смертью Сталина», произошла с фильмом «Номер 44» («Child 44») в апреле 2015 года. Фильм о серийном убийце в сталинском СССР сняли с российского проката за день до премьеры. На сайте министерства культуры есть официальное совместное заявление ведомства и компании «Централ Партнершип», в котором сообщается, что решение снять «искажающий исторические факты» фильм с проката было обоюдным.
«Клип»
Министерство культуры в 2012 году отказалось выдавать прокатное удостоверение сербскому фильму «Клип» — истории про школьницу из провинции, которая становится жертвой эксплуатации своего возлюбленного. Политики посчитали картину излишне откровенной и сочли недопустимым поведение несовершеннолетних героев. Фильм стал победителем Роттердамского кинофестиваля.
«Любовь»
Этот французский фильм, снятый Гаспаром Ноэ по собственному сценарию, был запрещен к показу в России в сентябре 2015 года. Министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму из-за, по словам чиновников, «многочисленных сцен порнографического характера».
«Интервью»
В России в 2014 году не прокатывали комедию, где Сет Роген и Джеймс Франко играют двух телевизионщиков, которые отправляются в Северную Корею под видом вымышленного интервью убивать Ким Чен Ына. Фильм даже в США не показали в широком прокате. Незадолго до премьеры хакеры взломали серверы киноподразделения фирмы Sony и украли, помимо прочего, внутренние документы и переписку. Предполагается, что это были северокорейские спецслужбы. В общем, чтобы не обострять, фильм пустили в ограниченный прокат.
«Борат»
Лента 2006 года с Сашей Барон Коэном не получила прокатное удостоверение в России для показа в кинотеатрах. Если коротко — не хотели обижать казахов. Официальная причина — «содержит материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий». Прокатное удостоверение картине выдали только в 2009 году, предоставив возможность продавать «Бората» в России на DVD и Blu-ray.
«5 дней в августе»
Фильм 2009 года повествует о войне между Грузией и Россией в 2008 году. Показываются события, какими их видят американский журналист, его оператор и грузинские жители. Фильм сделан с позиции грузин, и поэтому даже не пытался выйти на российские экраны.
«Война Чарли Уилсона»
Фильм 2006 года, где в главных ролях снялись звезды первой величины — Том Хэнкс и Джулия Робертс - рассказывает о сенаторе США, организовавшем поставки оружия афганским моджахедам во время войны с СССР. Картина основана на реальных событиях и поэтому порой кажется оскорбительной и провокационной для российских зрителей. Фирма Universal Pictures International Russia изъяла фильм из проката «из-за определенной направленности картины», в которой Советский Союз был выставлен «не в лучшем свете». Фильма нет в базе прокатных удостоверений Минкульта, но его показывали по кабельным телеканалам, и один раз на СТС.
«Россия 88»
Еще один пример «серого» запрета. «Россия 88» — российский псевдодокументальный фильм-драма 2009 года от режиссера Павла Бардина. Рассказывает о молодежной субкультуре скинхедов. Формально у фильма есть прокатное удостоверение Минкульта, но в тоже время его нигде толком не показывали.