Posted 8 июня 2018, 19:38

Published 8 июня 2018, 19:38

Modified 30 марта, 19:36

Updated 30 марта, 19:36

Монеточка как зеркало русской эволюции, неизбежной и беспощадной

8 июня 2018, 19:38
10 главок о «певице, о которой все говорят», где она — это не самое главное.

В социальных сетях и публикациях СМИ в последнее время часто всплывает имя исполнительницы песен по прозвищу Монеточка. И почти у всех возникают два вопроса: «Почему?» и «Кто это?».

Чтобы понять, каких масштабов достигла популярность Монеточки, стоит посмотреть этот сюжет телеканала «Россия-24». Он даже сам по себе интересен, как иллюстрация времени. Пропагандисты, чья работа по сути мало чем отличается от советского телевидения 70-х, объясняют телеаудитории: вот, мол, в Интернете есть такая певица, и она теперь настолько популярна, что мы о ней рассказываем после, к примеру, описания очередного этапа полной деградации правящего режима на Украине и до анонса 16-й прямой линии президента Путина.

Сюжет «России-24», где одни пожилые люди объясняют другим пожилым людям о модном у молодежи явлении — это такая примета времени. Даже пропаганда местами должна быть модной, рассказывать об актуальном, пусть даже бесконечно далеком от большинства телезрителей. Иначе она теряет эффективность. Но она все равно ее потеряет, и явление под именем Монеточка как раз это и доказывает.

Вот тут на днях на федеральном телеканале показали певца Александра Буйнова. И было непонятно: это 1986 или 2018 год? Вчера там же был Владимир Путин, и по содержанию это ничем не отличалось от начала 2000-х. А вот Монеточка — это героиня нового времени. И даже если она бездарно пищит полную ерунду, а такая версия есть, и через два года ее все забудут, то как актуальная иллюстрация безвозвратной смены вех она подходит почти идеально.

«Росбалт Like» попытался рассказать в 10 пунктах-главах об этой певице, чтобы не только заполнить информационный пробел у читателей, но и показать как даже биография певицы Монеточки — это лишнее подтверждение банальности о том, что мир вокруг изменился настолько, что эти перемены уже ни запретить, ни заблокировать.

1. Монеточка — сценический псевдоним 20-летней Елизаветы Гырдымовой из Екатеринбурга.

Скриншот сайта Стихи.ру

Папа Андрей Евстигнеевич — строитель, а мама Елена Александровна работала в турфирме. Лиза пошла в школу с углубленным изучением музыки и литературы в 2005 году.

О том, как Лиза начала делать свои первые шаги в музыке, екатеринбургской «Нашей газете» рассказывала ее мама Елена.

- Лиза выступала всегда и везде. Школьная учительница даже называла ее Лизкой-артисткой, — вспоминает мама певицы. — Приходя со школы, Лиза садилась за пианино и начинала играть так эмоционально, что по музыке можно было догадаться, в каком она настроении. Оттащить ее от инструмента не могли до часу ночи. Лиза сочиняла марши и гимны, патриотические песни, и на всех домашних праздниках проигрывала этот репертуар по несколько раз. Играла она очень громко и строго следила за тем, чтобы мы не разговаривали. Послушать Лизин концерт было обязанностью всех наших гостей.

Лиза с детства, во всяком случае с 12 лет точно, судя по скрину с портала «Стихи.ру», писала стихи. То есть теперь ювенальные поэтические опыты — это не записи в общих тетрадках на 96 листов, это реальное публичное выступление перед довольно большой аудиторией.

2. Свои песни Лиза просто заливала в Интернет.

Первое видео Монеточки, выложенное на YouTube — «Я Лиза» 2016 год

Основное отличие технологии «звездного пути» Монеточки и прочих популярных ныне у молодежи исполнителей, как раз во фразе «просто залила в ВК (YouTube, Instagram и т. п.)». Им не нужны посредники, продюсеры, звукозаписывающие фирмы, а главное деньги и эфиры на телевидении, чтобы прославиться. Можно просто выставить свой творческий продукт на суд интернет-пользователей. И уже они решат, насколько это «заходит».

Монеточку никто специально не раскручивал, не продвигал, не пиарил, она просто выкладывала свои песни в Интернете. Так и стала известной.

Вообще, если копнуть глубже, Монеточка — это очередной соцсетевой феномен, расширивший аудиторию до всеобщей. Так уже происходило с рэп-батллами и вообще YouTube-героями, вроде Юрия Дудя. Так давно живет группа «Ленинград», чьи хиты набирают десятки миллионов просмотров практически без эфиров на ТВ и прочих СМИ, которые просто не могут размещать песни Сергея Шнурова из-за цензурных ограничений Роскомнадзора.

Интернет-герои влияют и на «оффлайн-реальность». Недавно обзор на YouTube-канале BadComedian кинофильма «Движение вверх» хронометражем дольше (!), чем сам фильм, который посмотрели, привел к обрушению рейтинга этой картины на сайте «Кинопоиск».

Аудитория, публика под влиянием приходящих из Сети трендов даже не меняется, она уже изменилась. То, что «старая» во всех смыслах аудитория, а значит и доходы, стремительно уменьшается — понял даже Филипп Киркоров. Недавно он снял заточенный именно под интернет-аудиторию клип «Цвет настроения синий», который имел такой успех, что фактически дал второй шанс карьере певца, избавив его от титула «поп-короля для бабушек». Характерно, что для эфира на Первом канале клип пришлось настолько зацензурировать, что это просто-напросто стало «вообще не то».

Монеточка — это еще одно доказательство: потреблять с экрана телевидения «вообще не то» согласна пусть пока и большая, но стареющая и убывающая аудитория.

3. И сразу, без всякого хронологического порядка, альбом, о котором все говорят.

Альбом «Раскраски для взрослых», породивший хайп вокруг Монеточки, вышел 25 мая 2018 года и многие критики называют его лучшим альбомом года. И опять про то, как изменилось время…

В доинтернетовскую эпоху все было понятно: исполнитель выпускал синглы — одну-три песни или альбом — набор из 10-12 песен, и за их продажу получал деньги. Сейчас выпускать альбом не имеет особого смысла, песни продаются поштучно на Itunes и прочих музыкальных платформах, а популярность приносят музыкальные видео опять же на одну песню на YouTube.

Такое положение вещей, кстати, привело к отмиранию понятия «концептуальный альбом», типа The Wall группы Pink Floyd — цельного произведения, где объединенные единой идеей песни раскрывают многогранность и глубину общей темы. Но «Раскраски для взрослых» — альбом как раз концептуальный. Это не только отчет музыканта о проделанной работе за отрезок времени, это именно цельное произведение, раскрывающее с разных сторон исполнителя. В данном случае Монеточку.

Именно собранные вместе и записанные на новом качественном уровне песни Монеточки избавили ее творчество от модной, но скоропортящей характеристики: песни — интернет-мемы. Это уже именно песни, а не прикольная самодеятельность девочки из «ВКонтактика».

4. Первый клип.

Альбом «Раскраски для взрослых» вышел всего через два года после того, как в 2016 году, окончив одиннадцать классов в Екатеринбурге, Лиза поступила на специальность «Продюссерство» в московский ВГИК на заочную форму обучения. По сути после этого она постепенно переезжает из Екб в столицу. У нее даже про это есть отдельное трогательное музыкальное видео 2017 года «Прощай, мой Екатеринбург», посвященное родному городу. Это первый продукт от Монеточки, который можно назвать полноценным клипом. Он снят на местной телкомпании ЕТВ.

5. «Чайлдфри».

Чуть более года назад, в День защиты детей, известный российский музыкант Noize MC опубликовал на YouTube клип на песню «Чайлдфри», записанную с Монеточкой. Клип на данный момент набрал 4,7 млн просмотров, год назад для многих стал поводом искать ответ на вопрос «Кто это - Монеточка?». До этого видео Елизавета была «широко известной в узких кругах» поклонников ее творчества из соцсетей.

Опять же, если вы посмотрите клип, то первое что придет вам в голову, если вы старше Монеточки по возрасту, «такое по телевидению не покажут».

6. Политика и искренность.

Стандартная эстрада «для всех» не может себе позволить песни, к примеру, на политические темы. Максимум — «Нет войне» или «Живи, а то умирать не очень хорошо». Даже шуточные, типа ранней песни Монеточки «Украинский вопрос» для репертуара российских поп-звезд — это табу. Но молодежь острее всего как раз чувствует фальшь и сразу считывает, если исполнитель им врет или чего-то недоговаривает. Поэтому у Монеточки масса песен, которые условно можно назвать политическими.

Сама Лиза говорит, что не пишет песни о политике. Об этом она рассказала, пожалуй, на самом «аполитичном» YouTube-канале Навальный LIVE в июне 2017 года. Да, она не создает песни-плакаты, но, например, песня «Мама, я не зигую» вошла в саундтрек митинга против блокировки мессенджера Telegram в России. Да, вы правильно поняли, теперь к митингам составляется саундтрек.

Ладно, это, предположим, не политика. Но вот остросоциальных тем, например, «блогеров до хрена, а заводы стоят», она точно не чурается…

Больше того, Лиза, уже учась во ВГИКЕ, работала на екатеринбургском телеканале ЕТВ в программе «Стих на злобу недели». Там вообще все было социально злободневным…

7. От первой выложенной в Сеть песенки до эфира в «Вечернем Урганте» прошло немногим больше двух лет.

Про Монеточку нужно помнить, что ей всего 20 лет, а музыкальная карьера развивается года три, четыре. По сути, сейчас она совершает первые шаги в том, что у нас называют шоу-бизнесом. И скорость, с которой она пришла к всеросийской известности, поражает. Как и вообще то, с какой быстротой теперь все происходит. Первое свое видео она « залила» в ВК в конце 2015 года, а в мае 2018 года выступила в «Вечернем Урганте».

8. А еще в ноябре 2017 года о Монеточке рассказывали как о локальной YouTube-героине в рубрике «Молодые и дерзкие».

Телеканал «Дождь» осенью прошлого года выпустил 13-минутный сюжет о Монеточке. Это, вроде бы, пока самый длинный рассказ о певице не на местном телевидении. При этом стоит напомнить, что «Дождь» — это телеканал, который почти никто не видит. Все потому, что его под надуманным предлогом просто фактически закрыли, а он все равно выжил, перейдя на подписную модель распространения. Да, в России в 2018 году есть и такое телевидение, и это тоже примета времени.

9. Артист отвечает на претензии поклонников.

И опять об изменившемся времени… Раньше как было: не понравились тебе песня, альбом или отдельное выступление артиста — сиди и скрипи зубами. Максимум — можно было написать письмо с претензиями в «Утреннюю почту», ЦК КПСС или «Спортлото». А теперь исполнитель настолько зависит от интернет-аудитории, что даже лично отвечает на их претензии в специально записанном видео.

Вообще интерактивность коммуникаций выросла настолько, что хочется, чтобы ее кто-нибудь родил обратно, так сильно она наносит непоправимые увечья восприятию людей и вере в человечество.

На видео вверху Лиза отвечает, в основном, на традиционные обвинения ее давних поклонников в «опопсении» после выхода «Раскрасок для взрослых».

10. Когда из всего активного остался только интерактив.

Интерактив, как и было сказано, сейчас просто зашкаливает. Но здесь и хорошая сторона. Мнения и реакции помогают порой понять, что происходит на самом деле. Да и вообще, сейчас нет события или явления, если его не обсуждают в соцсетях. Это иногда приводит к тому, что обсуждение, хайп, становятся даже важнее самого события, тем более что порой его просто нет. Но это сейчас и не важно.

Для примера «Росбалт Like» собрал в конце этого лонгрида еще примерно на две машинописные страницы мнений разных пожилых людей ̶и̶ ̶и̶н̶в̶а̶л̶и̶д̶о̶в̶ о Монеточке. Которые, во многом, и способствовали написанию этого ̶л̶о̶н̶г̶р̶и̶д̶а̶ материала.

В конце, просто потому что в Интернет влезает вообще все, и это для нас, публицистов, еще одно преимущество по сравнению со старыми временами, самый свежий клип Монеточки на песню «Запорожец». Оцените прогресс по сравнению с первыми записями…

Подпишитесь