Posted 30 октября 2015, 14:10
Published 30 октября 2015, 14:10
Modified 31 марта, 05:40
Updated 31 марта, 05:40
Председатель совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов рассказал «Росбалту» о том, как выживает и развивается в непростых экономических условиях автомобилестроительное производство в Калининграде.
— Сегодня всех нас волнует нестабильность экономики и в особенности ситуация на крупных предприятиях, от которых во многом зависит социально-экономическое положение регионов. Как "Автотор" переживает эти непростые времена, какие антикризисные меры предпринимаются?
— Работа нашего предприятия напрямую зависит от ситуации на автомобильном рынке. За последние два года рынок существенно просел, и это естественным образом сказалось на падении объемов производства. Если в 2013 году мы произвели 244 тысячи автомобилей, то в 2014 году объем производства снизился на 24% (184,5 тыс. автомобилей). Прогнозный объем производства на 2015 год – 84 тыс. автомобилей.
Помимо объективных внешних факторов, существенное влияние на предприятие оказал и уход GM, в результате чего фактически половина мощностей была законсервирована.
В этой ситуации мы вынуждены были пойти на непопулярные и очень болезненные для нас меры. Нам пришлось сократить 500 сотрудников. Для нас это большая потеря, прежде всего потому, что это люди, которые в буквальном смысле «выросли» на предприятии, получили здесь специальность, квалификацию, необходимый профессиональный опыт. Наши работники – это действительно уникальные специалисты, которыми мы по-настоящему гордимся.
— Больше сокращений не планируется?
— На данном этапе этого не требуется. В дальнейшем все будет зависеть от того, как будет складываться ситуация на рынке.
— Помимо тех проблем, о которых вы уже упомянули, есть и еще одна глобальная проблема – отмена режима таможенных льгот. Что ждет "Автотор" после 1 апреля 2016 года? Ожидаете ли какую-то поддержку от федеральной и региональной властей?
— Для нас, как и для всего бизнеса, который работает в условиях режима ОЭЗ в Калининградской области, этот вопрос актуальный. Сегодня для всех очевидно, что после отмены таможенных льгот многие калининградские предприятия окажутся на грани выживания, а значит, без поддержки государства не обойтись. Уже одно то, что была создана специальная комиссия при председателе правительства по вопросам социально-экономического развития Калининградской области, говорит об особом внимании к этой проблеме со стороны власти. Предлагаемые меры поддержки, выработанные в рамках работы комиссии, касаются сразу нескольких направлений: это и поддержка регионального рынка труда, и регулирование цен на электроэнергию и т.д. Очень важно, что к этой работе привлекались и представители бизнеса, непосредственно работающие на этой территории.
Что касается "Автотора", наши специалисты на экспертном уровне тоже принимали непосредственное участие в выработке решений, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития экономики региона, в плотной связке с правительством Калининградской области.
Надеемся, что поддержка государства по тем направлениям, которые были проработаны, принесет в конечном итоге свои плоды и задача неухудшения условий предпринимательской деятельности на территории Калининградской области после 1 апреля 2016 года будет достигнута.
Но все же решающим фактором, определяющим дальнейшее развитие, для нас будет ситуация на автомобильном рынке.
— В условиях столь напряженной ситуации на рынке и в экономике в целом "Автотор" объявил о пересмотре проекта по созданию автокластера. Возможен ли вариант, что проект и вовсе свернется или будет приостановлен?
— Это не пересмотр проекта. Это его актуализация к изменившимся условиям. Фактически мы откорректировали только сроки, но от стратегических планов, заложенных в проекте, не отказались.
Проект идет, но не так быстро, как изначально планировалось. На сегодняшний день, во многом благодаря руководству региона, началась реализация первого этапа создания инженерной инфраструктуры проекта в рамках государственно-частного партнерства. "Автотор" за собственные средства разработал проект планировки, провел инженерные изыскания, выполнил вертикальную планировку первой очереди промышленной зоны, в рамках которой перемещено более 1,5 млн кубометров грунта, разработал проект строительства первого автомобильного завода. Заказал, разработал и получил положительные заключения государственной экспертизы на проекты первой очереди объектов магистральной инженерной и транспортной инфраструктуры: дорог, сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, связи, дождевой канализации. Завершает проектирование второй очереди дорог, сетей хозяйственно-бытовой канализации. Непосредственно построил первую очередь магистрального водовода.
С другой стороны, уже получено разрешение и началось строительство первой очереди дороги, прилегающей к промышленной площадке, завершается этап подготовки строительства магистральных сетей дождевой канализации. Работа идет!
— Вернемся к действующему производству. Каковы перспективы 2016 года? Какие прогнозы по производству, номенклатуре? Можно ли в данной ситуации говорить о расширении модельного ряда? Будет ли повышаться уровень локализации?
— Задача повышения глубины переработки и уровня локализации для нас как никогда актуальна. На сегодняшний день на предприятии создан и успешно функционирует комплекс, предназначенный для производства автомобилей по полному технологическому циклу (сварка, окраска кузовов, сборка) общей мощностью 50 тысяч автомобилей в год. В этом году были построены еще два новых корпуса, общей площадью около 24 тыс. кв.м для размещения линий сварки и окраски под новые проекты. На сегодняшний день в режиме CKD (со сваркой и окраской кузовов) мы производим две наиболее востребованные на рынке модели автомобилей KIA. И надеемся, что в ближайшем будущем их станет больше. Но определяющим здесь всегда будет фактор экономической целесообразности. Только достигая определенного объема продаж, появляется смысл запускать производство со сваркой и окраской кузова, поскольку эти затраты исчисляются в миллиардах рублей.
В 2016 году мы также продолжим реализацию программы повышения уровня локализации. На сегодняшний день на автомобили, произведенные на "Автоторе", устанавливаются автомобильные кресла, которые изготавливает местное предприятие, при производстве крупнотоннажных грузовиков TATA Daewoo используются кузова Grunwald, выпускаемые непосредственно в Калининграде. В дальнейшем для производства автомобилей планируется использовать автокомпоненты, выпускаемые как на территории Российской Федерации, так и на территории стран членов Евразийского экономического союза. Совместно с партнерами "Автотор" уже номинировал локальных поставщиков по ряду автокомпонентов. В настоящее время идет работа по реализации проектов закупок.
С учетом выполнения программы по созданию новых мощностей и повышению локализации производства мы планируем продолжить реализацию плана по переходу к углубленному производству автомобилей и полностью отказаться от крупноузловой сборки в 2016 году.
Что касается номенклатуры производимых автомобилей, то она расширяется и обновляется. На фоне сниженного спроса и ужесточения конкуренции, борьбы за потребителя автопроизводители стремятся предоставить клиенту больше возможностей выбора в различных ценовых категориях, предложить более широкий модельный ряд. На нашем производстве обновление модельного ряда происходит ежегодно примерно на 30%. С начала 2015 года на конвейер Автотора встали 9 новых и обновленных моделей автомобилей. Совсем недавно в середине октября был дан старт производству новой модели Hyundai Elantra. Думаю, что и в перспективе этот тренд сохранится.
— Может ли линейка выпускаемых в Калининграде автомобилей в ближайшее время пополниться за счет продукции новых партнеров, или новые бренды пока не торопятся приходить в Россию?
— Несмотря на сложившуюся ситуацию многие автопроизводители считают российский рынок перспективным и заинтересованы в присутствии на нем.
Что касается "Автотора", в настоящее время мы ведем переговоры о сотрудничестве с несколькими автопроизводителями. Проекты в разной степени проработки. Но пока не подписаны контракты, мы не называем эти бренды.
Могу однозначно сказать только, что на сегодняшний день мы располагаем и мощностями, и соответствующим опытом организации производства и освоения технологии, который позволяет обеспечить высокий уровень качества продукции брендов мирового уровня, и готовы к работе над новыми проектами в соответствии с четкими бизнес-планами, адекватными реальной ситуации на рынке.
— Как долго, по вашим прогнозам, продлится падение рынка и когда начнется восстановление и рост?
— Не берусь называть конкретные цифры и сроки. Очевидно, что это не произойдет в одночасье, но, тем не менее, восстановление спроса будет. Рынок развивается циклично. Наша задача в данном случае быть готовыми к прогнозируемому росту спроса, чтобы обеспечить необходимый объем производства и соответствующее качество продукции и, конечно, продолжать движение в сторону увеличения глубины переработки.
Беседовал Дмитрий Ремизов