Posted 3 июля 2015, 07:00
Published 3 июля 2015, 07:00
Modified 31 марта, 07:22
Updated 31 марта, 07:22
В Калининградском музее янтаря открылась биеннале «Алатырь 2015». Директор музея Татьяна Суворова рассказала о традициях выставки и о том, что новое было использовано в этом году при организации мероприятия.
— Что представляет собою биеннале «Алатырь 2015»?
— Название нашего биеннале происходит от старорусского названия янтаря. А слово биеннале означает «дважды в год». Наш крупный международный проект, который проходит раз в два года, включает в себя несколько мероприятий. Это, во-первых, выставка-конкурс ювелирного, камнерезного искусства.
Во-вторых, выставка сопровождается научной конференцией, посвященной актуальным проблемам, связанным с янтарем.
В третьих, это образовательная программа, которую мы проводим для специальной аудитории. Прежде всего, наша целевая аудитория – это студенты калининградского художественно-промышленного техникума, где есть специализация по ювелирному искусству и дизайну. Образовательная программа – это открытый проект, и в ней могут принимать участие и студенты других вузов, и просто художники, работающие с янтарем. Она включает в себя мастер-классы, лекции крупнейших в России и за рубежом экспертов в области ювелирного, камнерезного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства в целом.
Четвертый важный шаг – это издание цветного каталога.
В этом году у нас принимают участие в конкурсе молодые художники из Москвы. В столице создана группа Russian Amber, в мае в Музее Москвы состоялась выставка, которая представила работы молодых художников. Это были работы, которые существенно отличаются от того, что делают художники Калининграда. Нам показалось очень интересным совместить их в одной конкурсной программе, потому что это работы с другим мышлением, с иными подходами – из области современного, актуального искусства. Благодаря корпорации Ростех работы этой выставки приехали к нам. Нам важно посмотреть на то, какие существуют стилевые тенденции, способы обращения с янтарем.
То, что калининградские и московские художники впервые вместе заявили о себе – это уже сама по себе новая тенденция, у которой хорошее будущее. Надо сказать, что как только была разработана концепция развития янтарной отрасли России, и отрасль перестала замыкаться только на Калининграде и стала общероссийским явлением, то тогда и появился спрос на такое интересное взаимодействие.
И еще мне хотелось отметить, что в этом году у нас есть генеральный партнер – это АО «Янтарный Ювелирпром», дочернее предприятие Калининградского янтарного комбината, который оказал нам существеннейшую помощь во многих вопросах, связанных с организацией биеннале.
— Какова долгосрочная цель таких мероприятий?
— Все, что сейчас здесь происходит, работает на развитие Калининграда как центра художественной обработки янтаря, как центра ювелирно-камнерезного искусства, каковым он и должен быть, и процветать в таком качестве. Нет другой точки на земном шаре, где были бы такие залежи янтаря – «солнечного камня». А у его использования и обработки интересная история – начиная от неолита, через эпоху Древнего Рима, к XVII – XVIII векам, созданию Янтарной комнаты, и к нашему времени. В России на протяжении столетий обработка янтаря тоже имеет свою историю. И мы считаем, что наше время должно составить страничку в этой истории.
Нам сегодня уже важно не только, какие изделия изготавливаются, а важно, как меняется художественное качество янтарных изделий. Очень долго из янтаря изготавливались лишь перстеньки, сережки, бусы – и все это в оправе из недрагоценных металлов. Это была бижутерия невысокого качества. Уже сейчас картина поменялась. С 2003 года Калининградский музей янтаря стал самостоятельным учреждением, и мы стали ставить вопросы необходимости художественного образования в области подготовки мастеров-янтарщиков. В далекие советские времена они были только на янтарном комбинате. Во времена перестройки появилось множество фирм, занимающихся переработкой янтаря. На сегодняшний день в Калининградской области их около 140. Они выпускали изделия, но художников, которые бы разрабатывали фирменный дизайн, у них не было. Сейчас они есть, и многие фирмы приглашают художников. Более того, выпускники калининградского художественно-промышленного техникума просто нарасхват, никто без работы не остается. На них формируется заказ, под который набирается соответствующее количество абитуриентов.
— Как формируется состав участников биеннале, какие страны представлены?
— В условиях биеннале мы сочетаем два способа привлечения работ для участия в конкурсе. Раньше мы пользовались только «кураторским» способом: куратор из определенной страны, допустим Литвы или Польши, собирал изделия и привозил их к нам. Сейчас, благодаря объединению Европы, нет проблем, чтобы приехал сам участник и привез свои изделия, либо сотрудник нашего музея поехал в какую-то страну и привез изделия оттуда. Поэтому мы теперь сочетаем два способа: один – кураторский, а второй – свободное участие художников в нашем конкурсе. Это позволяет расширить круг участников. Работы, конечно, проходят предварительный отбор.
Количество стран, которые представлены на «Алатыри», меняется с каждой биеннале. На первой выставке было шесть стран, а сегодня – одиннадцать. Янтарь – это материал, с которым не работают во всем мире, а есть лишь определенные художники, которые работают в определенных странах. Но знания в этой области расширяются и обогащаются. Традиционно странами, в которых обрабатывают янтарь, помимо России, считаются Польша, Литва, Латвия, Германия. Но, например, Дания в XVIII веке считала себя страной янтаря. И последние биеннале Дания у нас тоже – один из самых активных участников. Член жюри Мете Соабю – обладатель Гран-при прошлой биеннале.
Во Франции и сегодня в магазинах для новорожденных продаются, как обереги, бусики из янтаря для младенцев. Неудивительно, что французские участники стали нашими партнерами. Сначала это была ассоциация «Однажды, один ремесленник…», а в этом году у нас куратор Моник Монуа из города Баккара, где по системе биеннале проводят салон ремесел.
В качестве партнера у нас появилась и Италия. Янтарь объединяет Калининградскую область с Италией, так как обработка янтаря происходила еще в эпоху Древнего Рима – туда шел янтарный путь. Наши студенты, которых мы посылаем учиться у итальянских ювелиров, обязательно посещают Аквилею – центр художественной обработки янтаря в I – III веках н.э. Сейчас исторические связи возобновляются, и хочется прорастить их в современность.
— Выставка, несомненно, привлекает в музей и множество простых посетителей?
— Половина иностранных граждан, приезжающих в Калининградскую область с разными целями, посещают наш музей. В геометрической прогрессии растет также и количество посетителей-россиян. В этом году количество посетителей выросло на сотни и тысячи. Мы не случайно проводим биеннале в туристический сезон, делая выставку фактором событийного туризма. Все гости Калининграда идут в Музей янтаря.
Беседовал Дмитрий Ремизов