Posted 1 июля 2015, 07:00
Published 1 июля 2015, 07:00
Modified 31 марта, 07:24
Updated 31 марта, 07:24
Генеральный директор дочерней компании Калининградского янтарного комбината АО «Янтарный Ювелирпром» Вадим Водопьянов рассказал «Росбалту» о том, каких результатов добилось предприятие, и какие задачи стоят перед янтарной отраслью России.
— Прошло около двух лет с начала модернизации на предприятии. Как с тех пор изменились объемы производства и продаж, уровень рентабельности, налоговые отчисления?
— Изменения произошли положительные. Увеличился количественный состав работников нашего предприятия, выросла мощность производства, это сказалось на наших налоговых отчислениях.
Если сравнить с показателями 2013 года, то увидим, что мы минимум в два раза увеличили отчисления по НДФЛ, страховые взносы, НДС. Впервые за долгие периоды мы начали платить налог на прибыль. Если в предыдущие годы были накоплены убытки, то за два года мы смогли их погасить и начали платить этот налог, имеющий большое значение для пополнения бюджета нашей страны. В 2014 году мы заплатили более 68 млн рублей налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, включая страховые взносы. Если говорить об объемах производства, то количественные показатели тоже подросли. В 2013 году мы выпустили 69 тыс. штук изделий, в 2014 году – 80 тыс., а за четыре месяца 2015 года – уже почти 38 тыс. Но объем выручки увеличился еще значительнее количественных показателей. Дело в том, что мы стали расти в производстве качественной продукции – она стала более красивой и, значит, более дорогостоящей.
Если в начале 2014 года «Янтарный Ювелирпром» насчитывал около 120 сотрудников, то сегодня у нас фактически работает около 200 человек. Было приобретено дополнительное оборудование, расширены производственные площади. Результатом этой работы стало увеличение объемов производства готовой продукции, и, соответственно, возросла необходимость в ее реализации. Сейчас мы мы являемся дочерним предприятием Калининградского янтарного комбината, имеем свою розничную сеть, за эти два года открыли несколько магазинов. Была воплощена идея о том, что наши торговые точки должны отличаться от тех, что уже работают в Калининградской области. Наши магазины изменились внешне, стали более презентабельными и удобными для клиентов.
— Не испытываете ли дефицит квалифицированных кадров в связи с расширением производства?
— Есть такая проблема. За последние 20 лет было меньше созидания, а больше разрушения – как по объективным, так и по субъективным причинам. За прошедшие годы упал престиж рабочих специальностей. Сегодня проще найти инженера и юриста, чем высококвалифицированного рабочего, который непосредственно стоит у станка и создает продукцию. А для того, чтобы подготовить высококвалифицированного рабочего, времени нужно не меньше, чем для обучения человека с высшим образованием.
Это произошло нескольким причинам. Первая из них заключается в слабой, на наш взгляд, подготовке на среднем профессиональном уровне. В Калининградской области нет достаточного количества профессиональных училищ, «настроенных» на янтарную отрасль. Есть Художественно-промышленный техникум, но этого, с нашей точки зрения, мало. Кроме того, у людей не всегда есть возможность получить нужное образование. Если говорить об удаленных регионах, то обучение в профильных техникумах и училищах сопряжено с переездом, определенными материальными затратами.
Вторая причина заключается в том, что уровень зарплаты сотрудников, которые остались работать на предприятии, в последние годы не отвечал необходимому минимуму. В итоге нарушились многие связи, была утеряна преемственность.
Калининградский янтарный комбинат всегда был градообразующим предприятием для поселка Янтарного, который подпитывал предприятие рабочими кадрами. На одном из представительных совещаний была оглашена статистика, согласно которой внушительная часть работоспособного населения Янтарного нигде формально не работает. Это говорит о том, что они либо действительно не работают, либо опосредованно заняты в каких-то непрозрачных производствах. Нездоровую конкуренцию создает незаконная добыча янтаря, которой сегодня занимаются некоторые жители Калининградской области.
Все эти проблемы серьезно нас беспокоят. Чтобы эту ситуацию изменить, всем надо поработать.
— Способствуют ли привлечению молодых специалистов в профессию выставки изделий из янтаря, одна из которых – биеналле "Алатырь-2015" – этим летом проходит в Калининграде?
— Конечно же. Мы не так давно включились в этот процесс, и мировая практика показывает, что такие мероприятия действительно способствуют привлечению молодежи в отрасль. Результаты тут не могут быть быстрыми или одномоментными. Надо проводить кропотливую работу из года в год, набравшись терпения. Талантливая молодежь есть и в Калининградской области, и за ее пределами. Без привлечения молодежи никакого движения вперед не будет. Один из стимулов работы с нею – это проведение и участие в международных и внутренних выставках, конкурсах.
Мы активно участвуем в финансовом обеспечении биеннале, выступаем генеральным партнером, готовим призы и премии. Нами также учреждена специальная номинация «Новая кровь».
— Недавно в Москве прошла арт-выставка, посвященная янтарю, а ранее в Париже. Юдашкин представил коллекцию с использованием балтийского янтаря. Дают ли подобные проекты эффект? Растет ли интерес к янтарю у потребителя?
— Эти проекты только получили свое начало. Если говорить о господине Юдашкине, то благодаря ему за пределами России люди познакомились с янтарем. Мы надеемся, что это даст определенный толчок для продвижения отечественных изделий из янтаря на зарубежных рынках.
Что касается выставки, проведенной в Музее Москвы, то я сам был ее посетителем. Хочу сказать честно, что получил огромное удовольствие и был очень удивлен и тому, как она была организована, и какие работы были представлены. Они кардинально отличаются от нашего представления о том, что такое янтарь и что можно из него сделать. С ним работали молодые люди, которые никогда не были на янтарных производствах: они просто получили этот камень в руки и приложили к нему свои идеи. Даже некоторые знакомые мне дизайнеры, которых я пригласил на выставку, сказали, что увидели совсем другой подход к обработке камня. Это были не просто готовые изделия, а дизайнерские композиции.
Мы уверены, новые креативные задумки будут пользоваться популярностью у современных молодых людей.
— Зарубежные коллеги по производству и продаже изделий из янтаря – это сегодня партнеры или конкуренты для "Янтарный Ювелирпром"?
— К сожалению, партнеров, которым мы не просто что-то продаем, а c которыми мы вместе создаем что-либо, не так много. Но они есть, и сотрудничеством с ними мы дорожим.
Нам не по пути с теми, кто занимается перепродажей. Но предприятия, занимающиеся моделированием и производством ювелирных изделий с использованием янтаря – наши долгосрочные партнеры.
Например, итальянцы никогда не будут конкурировать с целой янтарной отраслью. Но итальянские ювелиры и дизайнеры могли бы помочь нам создать что-то сложное, поделиться своим бесценным опытом.
Сотрудничаем мы и со странами Балтии. Там тоже есть предприятия, которые занимаются обработкой янтаря – это и небольшие компании, и отдельные художники. Их мы считаем своими потенциальными партнерами.
— Какая поддержка нужна янтарной отрасли сегодня от государства?
— Если говорить о минимальных интересах отрасли, то, в первую очередь, нужно создание новой законодательной базы. Речь идет, прежде всего, о решении проблемы нелегальной добычи янтаря. Очень сложно конкурировать прозрачным и непрозрачным системам. Прозрачные добывают янтарь и обязаны предоставить социальный пакет людям, которые у них работают. Непрозрачные не платят налогов, у них другая экономика. Этим двум системам не ужиться. Кто-то должен победить. Если государство поддержит прозрачные системы, то они победят, и государство от этого выиграет. Если нет, то наши перспективы не столь радужны.
В интересах отрасли – выход на глобальный рынок. Считаю, что начать можно с культурного обмена между странами, который затем перейдет в более прагматичную, экономическую плоскость. О янтаре надо рассказывать, распространять идею развития янтарной отрасли, чтобы все не концентрировалось вокруг Калининграда и близлежащих стран Балтии. Пусть все начнется с культурного обмена, а уже потом заинтересуются инвесторы.
— Какую роль в деятельности предприятия играют социальные и благотворительные проекты?
— И до перехода под управление Госкорпорации наша компания принимала участие в общественной жизни. Сегодня мы являемся частью Ростеха, у центрального аппарата есть своя политика в отношении социальных проектов и программ, и мы активно содействуем этой политике.
Если говорить о цифрах, то за 2012 – 2013 годы на благотворительность компанией было израсходовано всего 60 тыс. рублей. А в 2014 году на эти цели было выделено порядка 2,5 млн рублей. В первом квартале 2015 года – 500 тысяч рублей.
Мы помогаем учреждениям, которые очень нуждаются в сторонней помощи. Большую помощь мы оказали дому-интернату «Аистенок» для умственно отсталых детей, находящемуся в Полесске. Из выделенных сумм на благотворительность около миллиона рублей мы перечислили этому детскому дому ежемесячными платежами, а также помощью в виде лекарств, игрушек, приобретения оборудования для классов, благоустройства спальных помещений.
Мы не обошли стороной и региональную организацию ветеранов, оказывали помощь школе в Янтарном, другим детским учреждениям, Музею янтаря.
Если же говорить о социальных программах и взаимовыгодном сотрудничестве, то два месяца назад с подачи генерального директора Калининградского янтарного комбината Михаила Зацепина мы вошли в контакт с управлением ФСИН - организовали работы по производству готовых изделий из янтаря в исправительной колонии №13 в Багратионовском районе. Туда мы поставили оборудование и создали первые 40 рабочих мест, обеспечив работой и зарплатой людей, находящихся в местах заключения.
Руководство АО «Янтарный Ювелирпром», высоко оценивает важность благотворительных проектов, понимает, что обязательства перед обществом у предприятия, являющегося частью Госкорпорации, по определению должны быть выше, чем у аналогичных компаний частного сектора.
Беседовал Дмитрий Ремизов