Posted 25 августа 2014, 15:27
Published 25 августа 2014, 15:27
Modified 31 марта, 11:57
Updated 31 марта, 11:57
«Восточная Пруссия, Калининградская область – это единственное место, где остались захоронения русского солдата, героя, патриота, который был незаслуженно забыт. Сегодня страна отдает долги русскому солдату, ставит ему памятник», – констатировал Цуканов.
«Если бы наши прадеды не повели себя так мужественно, вся война, а, соответственно, вся история была бы иной. Это была бы страна другого государства вне зависимости от того, что случилось в последующие сто лет… Если бы здесь мы в меньшинстве не разбили германцев, немцы бы взяли Париж, и не было бы Франции. И маршал Фош неслучайно сказал, что если бы русские не победили в Восточной Пруссии, Франция была бы стерта с политической карты мира», – заявил Мединский.
Далее гости и пишущая братия стекались на территорию частного инновационного кластера «Технополис GS», ко второму памятнику, авторства Михаила Шемякина. В то время, когда вип-персоны, как водится, безумно далеки были от народа, всемирно знаменитый скульптор незаметно смешался с толпой. Он был невозмутим. Приметившие его журналисты, поначалу растерявшиеся от невиданного либерализма, постепенно начали смыкать кольцо диктофонов еще до церемонии открытия. Помощники из числа организаторов попытались было воспрепятствовать, но Шемякин царственно бросил: «Ничего, все нормально».
С пересечением границы у российских реконструкторов, вооруженных до зубов, проблем не возникло, благо Минобороны выделило два военных грузовика Ил-76, можно было загрузить людей и технику. Они вылетали из Москвы и забирали по пути реконструкторов из Питера, поэтому основная масса клубов была из этих городов. Остальные доезжали своим ходом, кому до какой столицы ближе. Лошади привлекались местные, необстрелянные. Одна животина даже сбросила седока, испугавшись взрыва, но, кажется, все обошлось. Бронемашина тоже одна местная, а вторую привезли из Петербурга.
«Сейчас я могу сказать, что реконструкция была очень масштабная, очень хорошая, мне на самом деле понравилось, – поделился Андрей Малов-Гра. Однако на правах реконструктора со стажем добавил: – Хотя, на мой взгляд, можно было бы больше пиротехники. Но это связано с тем, что сколько дадут денег на пиротехнику, столько ее и будет. То есть если человека можно попросить: Вася, ну сделай, ну для Отечества! – то взрыв-пакет не попросишь».
Андрей Малов-Гра в форме флигель-адъютанта Его Величества
Малову-Гра есть с чем сравнивать. Недавно в Москве проходила реконструкция «Времена и эпохи». Деньги там выделялись совсем другие. «Там мы делали три сражения, там, конечно, поле гудело и взрывалось все, свободного места не было. Здесь нам приходилось иногда даже пускать звук выстрелов в динамик, потому что выдали не очень большое количество патронов», – говорит реконструктор. Людей задействовано в Москве было меньше, потому что меньше была сама площадка. Под Лермонтовым площадка явно больше, лучше.
«То есть смотрите, что получается, – пояснил Андрей Малов-Гра. – Здесь Мединский был. Если ему понравится, значит, соответственно, на следующий год сюда выделят больше денег, и мы сможем сделать это все значительно грандиознее. Потому что площадка хорошая, можно очень много чего здесь красивого сделать. Весь вопрос в том, дойдут ли хорошие деньги до тех, кто непосредственно что-то организовывает. Потому что тех, кто водит руками, полно».
Несмотря на это, среди зрителей недовольных не было видно. Кто-то оставался еще попить пива под шашлычок, кто-то сразу засобирался домой, надеясь проскочить до пикового наплыва отъезжающих. Надеждам этим, впрочем, сбыться не довелось. Если из Калининграда до места сражения автобус, предоставленный правительством, домчал журналистов менее чем за полтора часа, то обратный путь занял больше четырех. Оказалось, на трассе случилось большое ДТП с участием четырех легковушек и мотоцикла, и пришлось изрядно поторчать в пробках. Впрочем, впечатления от качественной реконструкции эта оказия не скомкала.
Владимир Чичинов