Posted 21 февраля 2014, 09:31
Published 21 февраля 2014, 09:31
Modified 31 марта, 14:54
Updated 31 марта, 14:54
Появившаяся несколько дней назад информация о запрете на производство, ввоз и продажу кружевных трусов из синтетических материалов на территории стран Таможенного союза, кажется, буквально взорвала Интернет. Социальные сети накрыл шквал негодующих отзывов и комментариев.
Поводом к изгнанию с рынка синтетического белья стало то, что уровень его гигроскопичности (способность поглощать влагу) не соответствует техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (вступил в силу 1 июля 2012 года). Согласно прописанным в документе нормам, изделие одежды «трусы» должно обладать уровнем гигроскопичности не меньше 6%, а у синтетических материалов — лишь 3-3,6%. При этом особенно интригует информация о том, что на комплекты нижнего белья запрет не распространяется - в черный список попал только «низ».
Если техрегламент ТС останется неизменным, с 1 июля 2014 года сертификаты на производство трусов из синтетических материалов продлеваться не будут. При этом, по словам министра по вопросам технического регулирования Евразийской экономической комиссии Валерия Корешкова, вызвавшие скандал требования к производству трусов существуют уже давно: «Коллеги должны были согласно им ввозить продукцию. А они сделали вид, что для них они новые. Надо, значит, разобраться, как они раньше ввозили продукцию».
Действительно ли синтетическое белье вредит женскому здоровью, является ли это реальной причиной запрета, и к каким последствиям могут привести новые ограничения – свои варианты ответов на эти вопросы «Росбалту» дали эксперты, рассмотревшие проблему с разных сторон.
Начнем с того, что «ближе к телу»: неужели низкая гигроскопичность синтетического материала настолько опасна? «С точки зрения женского здоровья никто не проводил статистических исследований на такую тему, - отмечает гинеколог-эндокринолог одного из медицинских центров Татьяна Маликова. - Из личного опыта могу сказать, что есть женщины, которым любое синтетическое белье противопоказано — потому что они аллергики. А для остальных женщин при соблюдении гигиены и правильном применении синтетического белья количество влаги, пропускаемое им, не имеет значения. Однако здесь необходимо внести одно уточнение: если мы говорим о спортивной одежде или о женщине, которая ведет активный образ жизни и не имеет возможности соблюдать правила гигиены два раза в день, значение имеет качество изделия и материал, из которого оно сшито. А если мы говорим о красивой одежде или игровых элементах в нашей жизни, то кратковременное ношение такой одежды никакого вреда не причиняет».
Таким образом, «медицинских показаний» к тому, чтобы полностью перекрывать женщинам доступ к недорогим, но полюбившимся кружевам, нет.
При этом изменить технологию производства синтетического белья, повысив уровень его гигроскопичности, в ближайшее время вряд ли получится. «У синтетических и натуральных материалов гигроскопичность действительно различается. Если взять, к примеру, синтетическое термобелье и х/б трусы и просто капнуть на оба изделия капельку воды, мы увидим, что на хэбэшном материале она впитается мгновенно, а на полиэстере – остается, - рассказывает контролер на одной из российских трикотажных фабрик Жанна Маслова. – Технологии, которые могли бы повысить уровень гигроскопичности синтетических материалов, пока еще не придуманы. Что с синтетикой не делай, он все равно не достигнет 6%. Это ниша научно-исследовательских институтов, которая на данный момент пустует. Возможно, такие разработки когда-нибудь и появятся». Пока же синтетические материалы в принципе не могут соответствовать нормам существующего техрегламента Таможенного союза.
По данным ИТАР-ТАСС, сейчас объем российского рынка нижнего белья составляет около 4 млрд евро, 60% из этой суммы приходится на продажи трусов. Около 80% продукции поступает из-за рубежа. Новый запрет приведет к существенной корректировке этих цифр и ударит по потребителю.
«В принципе, существует довольно узкий круг товаров, где государство должно вводить разные контрольные механизмы для заботы о здоровье граждан, - к примеру, качество лекарств. Но к вопросу о трусах это явно не относится: с этим человек в состоянии разобраться сам. Полагаю, когда запреты вводятся в таких случаях, это делается ради того, чтобы усилить влияние государства на рынок. А в реальности это означает усиление влияния конкретных чиновников, то есть увеличивается взяткоемкость экономики. Чтобы тот или иной товар разрешили или запретили, надо будет проходить различные проверочные процедуры. Значит, кто-то при этих процедурах будет получать взятки. В конечном счете, все они будут включены в цены, продукция станет дороже», - поясняет кандидат экономических наук, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин. Он отмечает, что цены вырастут еще и потому, что натуральное сырье дороже синтетического, а также потому, что в России цена рабочей силы выше, чем в Китае и других странах, которые занимаются массовым пошивом одежды. Потребитель оказывается в невыгодном положении: он будет вынужден покупать то, что есть на рынке.
Увеличение стоимости белья прогнозирует и кандидат экономических наук, вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова. При этом, по ее мнению, запрет на кружевные трусы является своеобразным лоббированием интересов национальной экономики Белоруссии, в которой легкая промышленность остается важной и прибыльной статьей. Эксперт отмечает, что уже сегодня в магазинах появилось довольно много изделий из хлопка белорусского производства.
Россияне за последнее время успели привыкнуть к различным запретительным инициативам. Однако в этот раз им нанесли удар, в буквальном смысле, ниже пояса. «Я считаю этот запрет неадекватным, потому что каждая женщина сама в состоянии выбрать, что ей носить. Особенно когда речь идет о таких вещах, как нижнее белье, - комментирует ситуацию петербургский депутат Ирина Комолова. – Однако любое одеяние человека и то, как он живет, зависит не только от его запросов, но и возможностей. Если они невелики, то человек выбирает соответствующую продукцию. И запрещать, отрезать этот нижний сегмент дешевого белья нельзя. Если же мы говорим не о дешевом, а о дорогих «кружавчиках», это, в конце концов, право женщины. Данный запрет, скорее всего, из той же серии, что и запрет на грузинские вина, украинские сыры, конфеты, то есть он связан с движением против какой-то части сегмента рынка».
Что бы ни стояло за «кружевным запретом» - забота о здоровье граждан, попытка повлиять на рынок или стремление поддержать экономику дружественных государств, — это очередное вмешательство в интимную сферу жизни. Какая уж тут демократия и рыночная экономика, когда женщины не могут сами выбирать, какие трусы им надевать - хлопковые шортиками или синтетические с кружавчиками.
Светлана Абросимова, студентка СПбГУ