Posted 26 июня 2013, 15:18

Published 26 июня 2013, 15:18

Modified 31 марта, 18:30

Updated 31 марта, 18:30

Сибирь написала автопортрет

26 июня 2013, 15:18
Выставка "Соединенные Штаты Сибири" - пример того, как новые политические веяния проникают в современное искусство. Сибирские художники хотят показать, что не имеют ничего общего с «умными московскими концептуалистами" или «питерским андеграундом».

Наличие особого самосознания у петербуржцев, кажется, уже давно воспринимается как факт. Тем интереснее для них встреча с не менее целостным и особенным отношением к себе, жизни и своему региону, которым обладают сибиряки. Взглянуть на мир сибирскими глазами жителям Северной столицы помогла выставка «Соединенные Штаты Сибири», которая была открыта в «Этажах» с 28 мая по 25 июня.

Свои работы представили Дамир Муратов и Александр Белоусов из Омска, Константин Еременко, Евгений Иванов, Юрий Артюшкин и Сергей Беспамятных из Новосибирска, Василий Слонов из Красноярска, Ольга Тээр из Алтая и т.д.

До Санкт-Петербурга экспозиция уже была представлена в Перми, Новосибирске, Москве. И, судя по всему, на этом ее путешествия не закончатся.

В пресс-анонсе проекта говорится: «Проще говоря, выставка о том, как мы живем в нашем мире и разбираемся с недостатками с ироничной улыбкой. Надо не забывать, что тупая звериная серьезность и веселый непредвзятый взгляд на мир несовместимы. А Сибирь - это бескрайность, веселье и свобода. А сибиряк - не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности».

Освобождая понятие «сибиряк» от привычных постсоветскому уху этнических коннотаций, авторы выставки наполняют его гражданско-политическим смыслом, специально поясняя, что в Сибири и на Урале людей не различают по национальности, ибо совместное выживание в суровом климате всегда важнее, чем национальные распри. Иными словами, «сибиряки» - это граждански единый народ, живущий в общем региональном доме.

Обсуждать работы всех представленных художников, думаю, ни к чему. Писали про них немало. Но вот что из увиденного запомнилось мне больше всего и на какие мысли навело.

В первую очередь, обратила на себя внимание картина Дамира Муратова, которая и дала название экспозиции – «Соединенные Штаты Сибири». Художник изобразил возможный флаг СШС, взяв за основу флаг и название США. При этом, скорее всего, обыгрывается знаменитая работа «Флаг» Джаспера Джонса (двухуровневое подражание, так сказать). Данная картина стала идеологическим фреймом, сквозь призму которого воспринимались все дальнейшие экспонаты.

Помимо флага, Муратов представил на выставке серию картин «Если бы они родились в Сибири» - альтернативный взгляд на то, как могла бы сложиться судьба голливудских звезд, если бы их родиной стала Сибирь.

Но почему именно США? Здесь возможны варианты интерпретации. Первый – Муратову просто нравится американская тема. Второй связан с неосуществившейся идеей продажи Сибири (во всяком случае, ее нефтеносных районов и предприятий) Соединенным Штатам, слухи о которой, по словам некоторых авторов, витали в воздухе в 90-х гг. прошлого века. Но более культурологически обоснованной выглядит третья версия, корни которой – в давнем областническом прошлом Сибири. Еще в середине XIX в. идеологи этого движения выдвинули идею Сибири как самостоятельного независимого государства, которое должно, подобно Северной Америке, отделиться от метрополии и начать действовать в собственных интересах, а не в интересах эксплуатирующей ее империи.

Действительно ли у выставки есть политическая подоплека или того хуже – сепаратистский уклон? По этому поводу ведутся активные дискуссии.

«Могу с некоторой долей уверенности сказать, что мы любим Сибирь больше, чем Россию, а кто и как относится к сепаратизму как к таковому, лучше пусть каждый ответит сам за себя, - говорит художник Константин Еременко. - Лично я не против отделения Сибири, причем мотивирую это даже не экономической составляющей, а именно исторической и ментальной. В Сибири никогда не было рабства, которое в остальной России отменили только в 1861 году, поэтому у нас есть все шансы создать свободное и процветающее государство, где будут уважать человека, а не расценивать его как статистическую единицу. Такое общество невозможно построить в России с ее вековыми страхами, раболепием и ненавистью к собственному народу со стороны государства».

Однако пока, по мнению художника, можно однозначно говорить лишь о существовании некого художественного сепаратизма: «В Сибири художники отличаются ироний и самоиронией, и многими своими проектами мы как бы говорим, что мы не имеем ничего общего с «умными» московскими концептуалистами или «питерским андеграундом», да и вообще со всякими «западными» движениями, которые вызывают у нас только уныние. Скажу больше: мы, сибиряки, находимся в центре и воспринимаем все, что происходит на Дальнем Востоке или той же Москве, как что-то происходящее на окраинах. Отчасти это отображено и прочитывается в работах, представленных на выставке… В Сибири современных художников очень мало, арт-рынка нет, делить нам нечего. Поэтому живем мы дружно, без каких-либо разногласий».

На выставке Еременко представил серию «ИстЕрия Новосибирска». По его словам, суть заключается в том, что у Новосибирска есть «гипертрофированные столичные амбиции, но из-за того, что город молодой, гордиться его жителям нечем, нет ни достопримечательностей, ни истории, о которой можно было бы рассказать гостям». «Собственно своими работами я и «почесываю» этим самые столичные амбиции и исправляю нехватку истории, придумывая новую «летопись», искажаю до гротеска какие-то уже известные или малоизвестные факты и события».

В «Этажах» можно было увидеть и много других нестандартных и дерзких работ. Просмотр экспозиции сопровождала запись воя таежного ветра, настраивавшая лично меня на заунывное и трагичное восприятие. По итогам сложилось ощущение, что сибирякам присуща недобрая ирония и некая «морозная колючесть». А еще – затаенная обида на остальной мир. Или даже не очень затаенная. Ну и, конечно же, нескрываемая гордость за собственную непохожесть на других.

«В самой Сибири люди почти никогда не называют себя русскими, - поясняет Константин Еременко. - Причем это появилось не сейчас, а было всегда, даже в те «лохматые годы», когда существовал СССР… Сибирь стала неким «плавильным котлом», а условная нация «сибиряк» стала более осязаемой и устойчивой, чем нация «советский человек», которую некогда пытались культивировать».

По мнению художника, в дальнейшем «контент экспонатов выставки будет меняться, и в итоге она может стать неким передвижным выставочным брендом».

Осенью сибирские передвижники, видоизменив экспозицию, примут участие в одном из московских арт-событий, а затем, вероятно, отправятся на «гастроли» по Европе.

Вообще, выставка показалась мне ценной не столько художественно, сколько, если так можно сказать, идейно-эстетически. Это было стебно, жестко и смешно. В то же время, это - пример того, как новые политические веяния проникают в современное искусство, переплетаются с ним, делают его более актуальным и интересным. Экспозиция – своего рода визитная карточка современной Сибири.

Что ж, не одни петербуржцы такие особенные. И это здорово!

Светлана Абросимова, студентка СПбГУ

Подпишитесь