Posted 18 апреля 2016, 15:49
Published 18 апреля 2016, 15:49
Modified 31 марта, 03:37
Updated 31 марта, 03:37
Руководитель СКР Александр Бастрыкин призвал установить ограничения в Интернете по китайскому образцу, провести всеобщую проверку «подозрительных» религиозных и молодежных организаций, ввести уголовную ответственность за отрицание итогов референдума и других «исторических фактов и событий», конфискацию имущества у осужденных по «экстремистским» статьям, а также запретить незаконный оборот криптовалют и ряд других мер. Свои предложения он объяснил «гибридной» войной против России, которой надо противостоять.
Предложения Бастрыкина вызвали что-то вроде оторопи у юристов. «Главный следователь» словно решил зачислить во «враги России» самих ее граждан.
Если предложения Александра Бастрыкина будут приняты, то на скамье подсудимых будут оказываться граждане за «разговоры на кухне», полагает адвокат Александр Попков. «Мы видим, что уже давно лоббируется идея ужесточения антиэкстремистского законодательства. Мы скоро сможем столкнуться с такой ситуацией, что любого человека за слова, высказанные в кругу семьи, „на кухне“, можно будет отправить в суд за экстремизм», — заметил Александр Попков.
Юрист подчеркнул, что наибольшую тревогу у него вызвали предложения по введению цензуры. «Антиэкстремистские предложения в статье Бастрыкина составляют основную, может, главную часть. Но в первую очередь я там увидел предложения напрямую ввести цензуру, что является желанием изменить основы конституционного строя. Меня обеспокоило, что глава правоохранительного ведомства предлагает изменить Конституцию», — сказал Александр Попков.
Если будут приняты предложения главы Следственного комитета по ограничению свободы в Интернете, то граждане страны на новых законных основаниях будут лишены права на защиту, полагает юрист и правозащитник Виталий Черкасов. По его мнению, произойдет легитимация запрета на инакомыслие. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», такие высказывания недопустимы для руководителя правоохранительного ведомства.
«Аналитики международной правозащитной группы „Агора“ на днях представляли доклад о том, как сузилась свобода в Интернете в нашем государстве. Я полагаю, что если будут приняты какие-то изменения в законах, направленные на еще большее ужесточение, если все будет выстроено под те предложения, которые сейчас озвучил Бастрыкин, то тогда правозащитники даже не смогут апеллировать к законам, потому что они будут не в нашу пользу», — предположил Виталий Черкасов.
Юрист отметил, что предложения главы СКР направлены на изменение самих государственных основ. «У нас действует Конституция, основанная на демократических принципах и ценностях. В этой связи заявления государственного лица о том, что хватит этих либеральных, демократических ценностей, и пора брать пример с Китая, вызывают вопросы. В нормальном обществе это лицо должно было нести ответственность, по крайней мере, ответить, дать пояснения — почему оно предлагает не принимать в расчет Конституцию и руководствоваться каким-то иными принципами», — сказал Виталий Черкасов.
Предложения руководителя СКР по контролю над Интернетом являются программой полноценной диктатуры, считает доцент НИУ ВШЭ Павел Кудюкин. «В системе блокирования „неправильных“ сайтов просматриваются ограничение прав и свобод и введение чрезвычайных полномочий правоохранительных органов. Руководителем СКР заявлено о том, что имеется сложная международная ситуация, ситуация войны, и в ответ на это предлагается такой комплекс мер. Но всерьез говорить о том, что кто-то усиленно предпринимает какие-то агрессивные акции против России — это все-таки сильное преувеличение», — полагает Павел Кудюкин.
Эксперт также подчеркнул, что считает меры, предложенные главой СК РФ, неконституционными. «Если Бастрыкин как гражданин имеет право говорить все, что считает нужным, то должностное лицо Бастрыкин как руководитель Следственного комитета Российской Федерации не имеет права призывать к нарушению Конституции», — считает Павел Кудюкин.
Александр Бастрыкин, озвучивая предложения по ужесточению «антиэкстремистского» законодательства и ограничению свобод, высказал свое собственное мнение, полагает президент Центра политических технологий Игорь Бунин. Как заявил эксперт, власть не готова к реализации идей, предложенных Бастрыкиным. В то же время глава СК РФ не одинок, а выражает направление мыслей, витающих в среде силовиков.
Политолог сравнил российскую власть с поездом из многих вагонов. «Первый вагон едет прямо в Китай. Последний вагон посматривает на Запад. А Бастрыкин бежит впереди паровоза», — предположил Игорь Бунин.
Эксперт заметил, что глава СКР озвучил свою точку зрения, которую разделяет не только он сам, но и многие его коллеги по властным коридорам. «Сейчас идет достаточно жесткая борьба между двумя концепциями. Первая концепция связана пониманием необходимости проводить реформы, которые не могут быть только технократическими, а должны вести за собой содержательные изменения во власти, в том числе в судебной системе, и т. д. Другая концепция, концепция силовиков, наоборот, предполагает, что надо все зажать и контролировать. Как видим, Владимир Путин пока не придерживается четко ни одной, ни другой концепции, а предпочел бы статус-кво и некую инерцию», — пояснил Игорь Бунин.
В Интернете, действительно, много грязи, а в жизни общества встречаются и экстремистские, и террористические проявления. Но когда их факт используется для предложений «закрутить гайки», то невольно возникает вопрос: а не для того поддерживается и поощряется их существование, чтобы оправдать это «закручивание гаек»? Под соусом «защиты страны» и «исторической памяти» протаскивается идейка ограждения власти от всякой критики.
Во всем мире правоохранительные органы являются инструментом поддержания порядка. Предназначение правоохранительных органов — беспрекословно выполнять свои функции, взяв под козырек. Задачи для правоохранителей пишутся обществом — в лице депутатов, избранных чиновников и т. д. Тем удивительнее ситуация в России, где инструмент начинает давать советы своему хозяину — обществу, как ему жить. Если дать волю силовикам, то они всю общественную жизнь подстроят под свои корпоративные интересы.
Дмитрий Ремизов