Posted 18 января 2016, 15:17
Published 18 января 2016, 15:17
Modified 31 марта, 04:42
Updated 31 марта, 04:42
Проект Томинского ГОКа продолжает будоражить региональное общественное мнение. 13 января инициативная группа граждан подала в избирательную комиссию Сосновского района Челябинской области документы с целью провести референдум по вопросу строительства комбината. Реально ли решить этот вопрос через референдум? Есть ли альтернативные пути?
На эти вопросы агентства ответил Юрий Афонин – представитель руководства КПРФ, крупнейшей оппозиционной партии страны. Напомним, что именно Юрий Афонин (член президиума и секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной думы) во время своего визита в Челябинскую область в декабре 2015 года заявил, что ситуация с проектом Томинского ГОКа находится на контроле центрального руководства партии.
- Юрий Вячеславович, насколько вообще экологическая проблематика важна для КПРФ? Разве коммунистов не волнуют в первую очередь вопросы классовой борьбы, защиты прав трудящихся?
- Если посмотреть внимательно, то экологические вопросы при капитализме теснейшим образом связаны с классовым противостоянием в обществе. И как раз на примере Южного Урала это очень хорошо видно. Отмечу, что КПРФ видит в Челябинской области один из ключевых регионов России. Здесь огромный промышленный потенциал, многомиллионное население. Челябинцы привыкли решать сложнейшие производственные и научно-технические задачи. Значение региона для развития страны трудно переоценить. Соответственно, мы уделяем Челябинской области большое внимание, считаем, что у нашей партии здесь большой потенциал. Очень активны в регионе депутат-коммунист Государственной думы от Челябинской области Иван Никитчук, молодой энергичный первый секретарь обкома КПРФ Игорь Егоров и наша фракция в региональном законодательном собрании. В частности, коммунисты внимательно следят за природоохранными проблемами.
А что касается связи экологии с классовым вопросом, то нет никаких сомнений, что капиталистические корпорации, как российские, так и иностранные, которые расхватали «куски» нашей бывшей общенародной собственности, откровенно экономят на здоровье народа. Статистика свидетельствует, что в капиталистической России в большинстве отраслей промышленности в сравнении с советской эпохой произошло значительное падение производства. Но вот экологическая обстановка в наших городах лучше не стала. Например, за годы капитализма в России заболеваемость новообразованиями, в том числе злокачественными, выросла в два раза! Если наши воздух, вода и земля, якобы, все чище, почему случаев рака все больше?
- Значит ли это, что КПРФ всегда выступает против строительства новых предприятий в отраслях, оказывающих большое воздействие на окружающую среду, – горнодобывающей, металлургической, химической?
- Нет, не всегда. Это было бы совершенно безответственной позицией. Позиция КПРФ – в каждом конкретном случае тщательно взвесить экологические риски и экономический эффект от строительства того или иного нового производства. Ведь нельзя забывать, что новые предприятия создают рабочие места и приносят дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В связи с глобальным кризисом капиталистической экономики и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке руд и металлов Челябинская область уже оказалась в очень сложной экономической ситуации. Дефицит регионального бюджета на 2016 год запланирован на уровне порядка 10%. Значит, будет расти кредитная зависимость региона. Дефицитен и бюджет областного центра, а его расходы пришлось урезать почти на 2 миллиарда рублей. Я сегодня просмотрел свежую информацию по региональному рынку труда. Так вот, в 2015 году, в сравнении с 2014-м, число заявленных вакансий в Челябинской области сократилось почти на треть: со 183 до 125 тысяч! То есть ситуация с занятостью очень напряженная. Людям все труднее найти новую работу. А значит, они вынуждены соглашаться и на сокращение зарплаты и на увеличение объема своих обязанностей – на сверхэксплуатацию. Не случайно область является одним из лидеров протестной активности, причем большинство протестных акций связано с социально-экономическими проблемами. Все это говорит о том, что региону крайне необходимы новые рабочие места и новые налоговые поступления.
Конечно, КПРФ выступает за возрождение и развитие, прежде всего, наукоемких отраслей – машиностроения, приборостроения, электроники. Именно это предусматривает наша программа новой высокотехнологичной индустриализации XXI века. Но чтобы активно развивать эти производства, нужно менять экономическую систему страны в целом. Необходимо восстанавливать разрушенные производственные цепочки в экономике – от добычи полезных ископаемых до производства из добытого сырья высокотехнологической конкурентной на мировых рынках продукции. То есть надо возрождать социализм. А при капитализме России в международном разделении труда отведена лишь роль поставщика сырья и продуктов его первого передела. Поэтому капиталистические корпорации и стремятся строить в России, в основном, предприятия горнодобывающей и металлургической отраслей. Это реальность, с которой приходится считаться.
- А референдум по вопросу строительства Томинского ГОКа – это подходящий способ «взвесить риски» и принять правильное решение?
- Я за то, чтобы в любом вопросе быть реалистом. Сейчас российское законодательство таково, что провести референдум, если власть этого не хочет, практически невозможно. По крайней мере, это еще никому не удавалось. Ни одной оппозиционной партии, ни одной инициативной группе граждан пока не удалось провести народное голосование по какому-либо вопросу, если чиновников это не устраивало. Слишком много подписей и в слишком короткие сроки надо собрать по ныне действующим законам. Кроме того, региональные и местные собрания депутатов имеют полномочия решать, какие вопросы референдума допустимы, а какие нет. А эти собрания практически всегда контролируются «Единой Россией». В общем, у власть имущих сейчас есть просто масса возможностей ставить на пути организации референдума практически непреодолимые бюрократические «рогатки». Отмечу, что наша партия неоднократно выступала за демократизацию федерального, регионального и местного законодательства о референдумах, но наши предложения последовательно блокировались «партией власти».
Чтобы не было иллюзий по поводу референдума, я напомню, что происходило в 2014-2015 годах в городе Троицке Челябинской области. Там тоже возник экологический конфликт. Инициативная группа граждан, кстати, при поддержке коммунистов и депутата Госдумы от КПРФ Ивана Никитчука, выступила против строительства металлургического предприятия по производству металлического марганца на промплощадке разоренного при капитализме Троицкого дизельного завода. Активисты собрали 15 тысяч подписей горожан против строительства. Огромное число для города с населением в 75 тысяч человек! Казалось бы, им нетрудно будет провести референдум по вопросу строительства завода. Но не тут-то было! Городское собрание депутатов трижды отказало активистам в проведении народного голосования. Что имеем в итоге? Долгое время горожане жили иллюзией, что они через референдум смогут решить судьбу этой стройки. Но голосование провести так и не удалось. А время было упущено. И в октябре 2015 года администрация Троицка уже выдала разрешение на строительства завода.
- То есть затея с референдумом по Томинскому ГОКу обречена на провал?
- К сожалению, почти не вызывает сомнений, что попытка проведения референдума по строительству ГОКа закончится примерно так же, как и в Троицке. Избирком, депутаты, чиновники раз за разом будут браковать подписи, собранные в поддержку проведения голосования, или находить иные формальные предлоги для блокирования референдума. Несколько последовательных попыток провести голосование займут все время до сентябрьских выборов Госдумы, но закончатся ничем. А все это время реализация проекта будет продолжаться. В проект будут вложены большие деньги. Соответственно, еще сложнее будет его остановить.
Я прекрасно понимаю челябинцев, обеспокоенных тем, как строительство ГОКа может повлиять на их жизнь. КПРФ разделяет эту обеспокоенность и поддерживает справедливое требование к оператору строительства – «Русской медной компании» – гораздо более подробно информировать общественность обо всех параметрах проекта. Мы настаиваем на проведении полноценных общественных слушаний по ГОКу.
Однако нельзя не заметить, что в антигоковском движении, помимо простых жителей области, присутствует и группа профессиональных политических активистов-провокаторов, причем, в основном, с московской регистрацией в паспорте. Именно они порой откровенно манипулируют челябинцами и придают рассмотрению весьма сложной проблемы не научно-профессиональный, а демагогически-спекулятивный характер. Даже уже покинувшая Россию Чирикова выдвигает из далекой Эстонии какие-то «требования» по Томинскому ГОКу.
Эта публика прекрасно понимает, что референдум едва ли удастся провести. Но это для них и неважно. Главное – личный пиар и максимальная дестабилизация политической ситуации в регионе. Но пока в течение многих месяцев будет вестись пафосная «борьба за референдум», будет теряться драгоценное время, которое можно использовать для серьезного рассмотрения проекта ГОКа на государственном уровне.
Меня также смущает, что члены инициативной группы хотят провести референдум только в масштабах Сосновского района. Да, ГОК намечено построить именно здесь. Но под вопросом экологическая ситуация, прежде всего, в Челябинске с населением 1,2 миллиона человек. Почему же решать этот важнейший вопрос должны только жители Сосновского района, где живет почти в 20 раз меньше людей?
- Но если попытка провести референдум ни к чему не приведет, то что же делать?
- Руководство КПРФ сегодня предлагает путь, который, на наш взгляд, ведет к наиболее эффективному решению проблемы. Сейчас фракция КПРФ в Государственной думе занимается подготовкой парламентского «круглого стола» по проекту Томинского ГОКа. У нас есть все возможности провести этот «круглый стол» на самом высоком государственном уровне. Ведь депутаты-коммунисты возглавляют и парламентский комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии (председатель комитета – Владимир Иванович Кашин), и комитет по промышленности (председатель – Сергей Васильевич Собко). Поэтому мы сможем обеспечить участие в обсуждении вопроса представителей всех профильных министерств и ведомств, а также привлечем ведущих ученых страны в качестве экспертов. Это совершенно необходимо, потому что комплекс экологических и экономических вопросов, связанных с проектом ГОКа, очень сложен. Мы добьемся, чтобы на этом «круглом столе» представители «Русской медной компании» представили исчерпывающую информацию о проекте. Будут тщательно рассмотрены все экологические риски. Также будет подобно проанализирован возможный социально-экономический эффект от запуска такого производства. Это позволит выработать действительно научное, максимально выверенное и взвешенное решение.
Давайте будем честны друг с другом. Вопрос, строить или не строить этот ГОК, – это вопрос не районного и даже не регионального, а федерального уровня. Потому что масштабы проекта очень велики. А возможный экономический эффект – это заметная величина для всей России. КПРФ сегодня предлагает оптимальный механизм для поиска решения проблемы на федеральном уровне.
Предварительно мы наметили проведение этого «круглого стола» на середину февраля. Если обсуждение и подробный анализ ситуации покажут, что экологические риски проекта слишком велики и никак не могут быть оправданы экономическими выгодами для Челябинской области и страны в целом, мы будем выходить с этим вопросом на правительство и президента России.
Беседовал Сергей Петров