Posted 27 февраля 2015, 16:15
Published 27 февраля 2015, 16:15
Modified 31 марта 2024, 09:12
Updated 31 марта 2024, 09:12
Краснодарский край выходит в лидеры по количеству жителей, уехавших за границу в поисках политического убежища. Среди наиболее известных - правозащитник Михаил Савва и экозащитник Сурен Газарян. Первому из них, приговоренному к условному сроку по обвинению в мошенничестве, стало известно, что против него может быть возбуждено новое дело. Второй был приговорен к условному сроку за «порчу забора дачи Ткачева» и получил убежище в Эстонии. Его опасения оказались не напрасными - оставшийся в России коллега и "соучастник", эколог Евгений Витишко в итоге отбывает реальный срок в колонии. Кроме того, на Украину бежали политические активисты Петр Любченков и Вячеслав Мартынов.
На днях стало известно, что сочинский тележурналист Николай Ярст намерен просить убежища в США. Весной 2013 года его машину остановили полицейские и при обыске нашли 2,95 г наркотика. Весной 2014 года уголовное дело против Ярста было закрыто из-за отсутствия состава преступления. Сам журналист полагал, что уголовное преследование стало ответом на расследование им скандальной темы об усыновлении ребенка. В той истории были замешаны некие «силовики». После того как журналиста стали вновь вызывать на допросы, он, предположив, что снова готовится возбуждение уголовного дела, покинул родину.
По мнению адвоката Александра Попкова, сочинский журналист имел основания опасаться неправосудного приговора. В Краснодарском крае сложилась «ужасная» ситуация в судебной системе, считает юрист. «Я знаю порядка 12-15 человек – активистов, журналистов, – которые уехали из Краснодарского края и просят убежища в разных странах. Правовая система в крае сравнима только с «басманным правосудием». Это отмечают многие мои коллеги из других регионов. Сочинские, краснодарские суды уже практически не обращают внимания на закон, особенно по политическим делам, да и по обычным тоже. Не обращают внимания на любые доказательства в пользу простых людей, игнорируя законы. Характерный пример был в случае с судом над рабочим Мардиросом Демерчяном, когда человека осудили за «ложный донос», за то, что он рассказал о пытках в полиции. Судья вел процесс, не обращая никакого внимания на позицию защиты», – сообщил Александр Попков.
Судебная система на Кубани направлена на преследование оппозиции, считает и зампредседателя регионального отделения партии «Яблоко» Александр Коровайный. «Сравнительно недавно уехали из России члены нашей партии Оля Солдатова и Игорь Харченко. И не то, чтобы они не хотели возвращаться. Но поскольку сейчас происходят преследования оппозиционных активистов, то они просто боятся», – констатировал Александр Коровайный.
По мнению «яблочника», число «невозвращенцев» за последнее время только возрастает. «Политика губернатора Александра Ткачева, к сожалению, направлена на подавление любой оппозиционной деятельности. А судебная система в нашем крае подвержена административному давлению и очень напоминает ту судебную систему, которую показал режиссер Звягинцев в своем фильме «Левиафан». Побывав на нескольких заседаниях, я видел, как судьи не могут не понимать, что они выносят незаконные решения, но делают это очень привычно и даже монотонно. Было очень много решений на уровне городских и районных судов, которые приходилось отменять краевому суду или даже Верховному – из-за абсурдности», – рассказал Александр Коровайный.
От неправосудных решений страдают представители самых разных политдвижений, в том числе и непримиримо враждующие друг с другом. В эмиграции, по собственному признанию, был вынужден находиться вплоть до отмены приговора секретарь крайкома партии «Коммунисты России» Михаил Абрамян, осужденный за потасовку с казаком.
В январе 2013 года в поселке Лоо произошла стычка между Михаилом Абрамяном и местным казачьим атаманом Владимиром Демьяненко, которого в Интернете позднее прозвали "казак с колбасой". Политактивист заступался за журналистов, однако 14 июня и.о. мирового судьи участка №96 Лазаревского района Сочи Михаил Близнюк признал именно Абрамяна виновным в нанесении побоев атаману и приговорил его к одному году колонии-поселения. В колонию Абрамян не попал, так как был госпитализирован. Защита подала жалобу в краевой суд, и 27 августа 2014 года приговор был отменен, так как выяснилось, что у сочинского судьи не было полномочий для вынесения приговора. 29 декабря мировой суд вынес новый приговор: 240 часов обязательных работ. Приговор в силу не вступил, и уголовное дело в итоге было прекращено из-за давности срока привлечения к уголовной ответственности.
Михаил Абрамян считает, что деятельность судьи, вынесшего первый приговор, требует внимания правоохранительных органов. Судья оказался «многостаночником», штамповавшим приговоры сразу в двух судах. «Он был назначен законодательным собранием на 93-й судебный участок, а в 96-м участке судьи не было, и этот судья работал и там, и там: и по одному участку выносил решения, и по второму. Но законом это запрещено: на какой участок тебя назначили, там ты и должен работать. Дела, относящиеся к другим участкам, рассматривать данный судья не имел права. А ведь, кроме моего, он там еще кучу других дел рассмотрел», – объяснил политактивист.
"Потерпевший" Демьяненко настаивал на наказании подсудимого, и, по словам Абрамяна, заявил, что будет «обжаловать вынесенное решение через губернатора Краснодарского края». Казак, видимо, не сомневается, что глава региона может влиять на решения судебной власти…
Михаил Абрамян, в свою очередь, высказал претензии и к представлявшему обвинение помощнику прокурора Лазаревского района Антону Козырю. Он являлся обвинителем в суде первой инстанции, в котором требовал максимального наказания для ранее несудимого Абрамяна и при этом не проверил полномочия суда.
«На судью Близнюка я хотел написать жалобу, но я его не могу нигде найти. Он пропал, уже не работает в этом суде. Пытаюсь установить – куда он делся, но никто мне ничего сказать не может. В судебном заседании я также выступил по поводу прокурора, который требовал мне год впаять. С 1 марта начну пикетировать прокуратуру Краснодарского края, чтобы этого помощника прокурора уволили», – сказал Михаил Абрамян.
О преступных наклонностях работников судебных органов можно услышать не только от пострадавших, но и от представителей самой этой системы. Наибольший резонанс получили разоблачения, которые сделал судья Хостинского райсуда Сочи Дмитрий Новиков. "Кущевка, Анапа, Сочи стали городами, где правосудие полностью отсутствует, где бандитизм взял верх", – считает Новиков. Он раскрыл, по его словам, коррупционную схему с продажей земли в Красной Поляне местными судьями. "Я открыто заявляю, причем делаю это уже на протяжении многих лет, что судьи города Сочи украли олимпийские земли и получили за это 100 миллионов долларов выкупной стоимости. Они обманули государство в том, что они создают крестьянские фермерские хозяйства и при этом получают землю в собственность", — сказал Дмитрий Новиков на январской пресс-конференции в ИА "Росбалт".
Председатель Совета судей Краснодарского края Владимир Кисляк парировал, заявив, что коллега оправдывается, так как его подозревают в превышении полномочий и вынесении неправосудных решений. Но даже если принять версию председателя, то получается, что краснодарские судьи сами признают факт наличия в их рядах коррупционеров.
Не следует думать, что от судебного произвола страдают только оппозиционные активисты. Под колеса госмашины могут попасть и простые люди, случайно оказавшиеся на пути. Памятной остается история жительницы Новороссийска, малолетней узницы фашистских концлагерей Валентины Сазоновой. Женщине не посчастливилось - ее земельный участок оказался по соседству с особняком председателя Октябрьского райсуда Новороссийска Игоря Пыленко. Попытки Сазоновой пожаловаться на самоуправство соседа, начавшего прирезать к своему участку чужую землю, закончились возбуждением уголовного дела за «ложный донос» в отношении самой жалобщицы и объявлением ее в розыск. Пятилетние мытарства, получившие резонанс в СМИ, угроза ареста в итоге завершились закрытием дела "за отсутствием состава преступления" и двумя миллионами рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. А особняк новороссийского судьи продолжил разрастаться…
Недавно в Сочи к штрафу в 30 тыс. рублей был приговорен пастор пятидесятнической церкви Алексей Колясников. Судьи назвали собрание в специально арендованном помещении «организацией публичного мероприятия без подачи уведомления о его проведении». По сути, оштрафовали за чтение Библии. Если вспомнить, что в "Книге книг" есть предписания «не кради», «не произноси ложного свидетельства» и «не желай имущества ближнего твоего», то гнев судей на ее цитирование становится понятен…
Дмитрий Ремизов